Ледоколы Поморья: «Руслан»

Ледокольный флот Поморья невелик. Суда такого класса имеются только у двух организаций — архангельский филиал компании "Росморпорт" и Беломорская Военно-морская база в Северодвинске. В ближайшие несколько недель в рамках спецтемы "Ледоколы Поморья" будут изучены все ледоколы Архангельской области и начало этой интересной теме положит северодвинский патрульный ледокол проект 97П "Руслан".



Ледоколы проекта 97П являются завершающим этапом серии ледоколов проекта 97. С 1972 по 1980 год было построено 8 судов этой модификации. Они использовались пограничной службой как ПСКР и военно-морским флотом как патрульные ледоколы.

Ключевые отличия проекта 97П от прототипа заключаются: в отсутствии носового винта, увеличенной максимальной длине, более развитой надстройке и наличии вертолётной площадки для вертолёта Ка-25ПС, а затем Ка-27ПС. В процессе строительства и при модернизационных работах корабли внешне немного изменялись – менялись высота трубы и местоположение 30-мм автоматов, на некоторых из них отказались от РЛС "Вымпел".

Днём рождения ледокола "Руслан" считается 26 декабря 1973 года. В этот день, 42 года назад, ледокол проекта 97П заложили на стапеле Ленинградского Адмиралтейского объединения под заводским номером 02652.

Спустя почти 2 года, 29 августа 1975 года, на корабле взвился флаг вспомогательного флота СССР, и ледокол отправился к месту постоянного базирования на Северный флот в город Северодвинск. С тех пор он служит в составе Беломорской военно-морской базы.

Сейчас, несмотря на свой возраст, этот крепкий и надёжный долгожитель до сих пор выполняет все поставленные командованием задачи. Передаём слово капитану ледокола Александру Владимировичу Мокину:

2. Капитан ледокола "Руслан" Мокин Александр Владимирович.

— Александр Владимирович, как вы стали капитаном ледокола "Руслан"?

— После окончания мореходки я попал по распределению в воинскую часть №90212. Сейчас она называется 133 группа судов обеспечения. До 1986 года я командовал морским буксиром МБ-116, а затем меня перевели на "Руслан", где я работал в должности старшего помощника при капитане Красовском Николае Ивановиче, который и научил меня "ледоколить".

В ноябре 2003 года Николай Иванович вышел на пенсию, и командир части предложил мне возглавить экипаж ледокола "Руслан". Так я и стал капитаном этого ледокола.

3. Каюта капитана.

— Какая основная работа ледокола "Руслан".

— Предназначение ледокола — обеспечение действий основных сил флота в ледовых условиях. Какие бы задачи перед силами флота не ставились — мы должны обеспечить их работу в ледовых условиях. Как правило, это проводка в ледовых условиях боевых кораблей и разведка ледовой обстановки. Также к нашим задачам можно отнести доставку личного состава или груза до корабля.

4. Ходовой мостик.

— Привлекают ли вас к работе с гражданскими ледоколами?

— Бывает, но последний раз это было очень давно, в 1988 или 1989 году. Мы работали на Северной Двине и выполняли задачи, которыми обычно занимаются гражданские ледоколы — кололи лёд и проводили суда.

5. Ледокол проекта 97П "Руслан".

— Что самое тяжелое в вашей работе? Или "Руслану" всё по силам?

— По силам всё, что позволяют тактико-технические данные ледокола. "Руслан" предназначен для прохождения ровного льда до 50 сантиметров. Это значит, что если идеальные условия и лёд ровный, то "Руслан" должен идти по нему ходом, без остановки. Но в жизни такого не бывает. Лёд в Белом море торосистый, поэтому все зависит от конкретных условий, в которых работает ледокол.

В 2003 году была сложная ледовая обстановка, когда Белое море было целиком покрыто льдом. На тот момент кроме нас в море находилось три атомных ледокола Росатомфлота.

Когда на связь с нами вышел капитан атомохода "Таймыр" и узнал, что мы работаем в таких сложных погодных условиях, он очень удивился. Обычно, если посмотреть на карту, в Белом море зимой есть большие промежутки чистой воды. В ту зиму их не было. Наш "Руслан" справился, хотя это было выше его сил.

6. Вид на надстройку с вертолётной площадки. По бокам видны места для установки артиллерийской установки АК-630.

— Выполняете ли работу за пределами Белого моря?

— Мы работаем по указанию. Прикажут — пойдём. Зона нашей ответственности — Белое море. Район плавания неограниченный. Сейчас, в силу возраста ледокола, есть определённые ограничения. Но задания последнее время распространялись только на бассейн Белого моря. А так ледокол бывал и в Карском море, и в Баренцевом море, и даже ходил вокруг Европы.

7. Оператор центрального поста управления (ЦПУ).

8. Контроль параметров работы главного распределительного щита.

9. Оператор центрального поста управления (ЦПУ).

— Вокруг Европы?

— Это было до меня, очень давно, в 1977 году, когда ледокол отправлялся на плановый ремонт в югославский город Сплит.

10. Машинное отделение.

11. Машинное отделение.

— Есть ли "Руслана" вооружение?

— На ледоколе "Руслан" и его систершипах проекта 97П была носовая артиллерийская установка АК-726 и две артиллерийских установки АК-630 стояли на остовах. В 1977 году, по правилам прохождения проливов, в данном случае Гибралтара, вооружение было демонтировано в Мурманске. А поскольку ледокол уже числился в составе вспомогательного флота, то командованием было принято решение вооружение не ставить. Но, если будет необходимость, поставим. Места для этого есть.

Также на ледоколе имеется радиоэлектронное вооружение и есть взлётно-посадочное площадка для вертолёта типа Ка-27ПС.

12. Кают-компания.

— Какая численность экипажа?

— Сейчас 38 человек. Когда ледокол был молодым и военным, то было 125 человек.

13. Камбуз.

14. Камбуз.

— Чем занимается экипаж летом.

— Своей задачей, лёд колоть и обеспечивать силу флота, занимается ледокол, а экипаж занимается тем, чтобы ледокол мог выполнять эти задачи. То есть, техническое обслуживание механизмов и поддержание техники в боевом порядке. Главная задача экипажа заключается в том, чтобы "Руслан" в любой момент времени мог выйти в море и выполнить всё порученные задания.

Также, кроме трудовых обязанностей на ледоколе, мы обязаны поддерживать уровень своей подготовки не ниже достигнутого. Для этого проводятся занятия. У нас есть суточный план, по которому мы занимаемся чисткой, ремонтом, обслуживанием механизмов и занятиями по своей специальности. Ежегодно сдаём зачёты по аналогии с военными.

15. Столовая личного состава.

— Какие сейчас задачи у ледокола?

Сейчас у нас определённая готовность, которая выражена временным промежутком. Это означает, что экипаж должен сделать всё, чтобы в указанное время ледокол смог отойти от причала и выполнить поставленные перед нами задачи.

16. Место для установки новосой артиллерийской установки АК-726.

— Ваши дети пошли Вашим стопам?

— Напрямую не пошли, но если читать устав, то можно притянуть. Сын юрист, а у меня в уставе написано, что я должен выполнять законы Российской Федерации, то есть я тоже где-то краем и юрист. Дочка — менеджер. Я тоже управляю судном. Менеджмент — это управление. Если так словоблудствовать, то частично они пошли по моим стопам.

17. Ледокол проекта 97П "Руслан".

— У вас в каюте много хоккейных принадлежностей. Увлекаетесь хоккеем? Может у вас на ледоколе наберётся целая хоккейная команда?

— Да, играю в команде. К сожалению, на ледоколе в хоккей играю только я. В своё время у нас была футбольная команда и считалась командой тыла, но сейчас уже никто не играет.

— Александр Владимирович, спасибо за интервью и успехов Вам в столь нужном деле!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *