Колыбель атомного подводного флота 

19 марта Россия отмечала день моряка-подводника. И как обычно, в моём блоге должен быть репортаж связанный с этой датой. Но нет, сегодня я пойду другим путём и расскажу о людях и цехе, в котором рождались первые отечественные атомные подводные лодки — о цехе №42 северодвинского предприятия «Севмаш».

17 декабря будет отмечаться 60 лет со дня строительства первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Это знаменательная дата не только для Севмаша, который за три года построил атомоход, но и для всей страны.

К-3 «Ленинский комсомол» положила начало новой эпохе Военно-морского флота и отечественной промышленности. В рамках подготовки к празднованию этой даты в моём блоге будет опубликована серия материалов об истории этой легендарной подводной лодки. Сегодня статья о 42-м цехе, в котором была построена К-3.

Цех №42

Если думать о «Севмаше», в голове то и дело возникает слово «уникальный». Его можно применить практически ко всему, что находится на территории предприятия. Это уникальная продукция предприятия, уникальные цеха в которых строят подводные лодки, уникальные станки и самое главное — уникальные люди, без которых ничего этого бы не было.

Сегодня речь пойдет об уникальном цехе №42, с которого в свое время вышли уникальные лодки: самая первая советская АПЛ, первая АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем, самая высокоскоростная АПЛ, самая высокоатоматизированная АПЛ, самая глубоководная АПЛ. Кроме того, там же была построена первая советская экскурсионная подводная лодка.

2. Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.

Стапельные цехи — самые большие на предприятии. В них собираются с использованием сварки из больших секций корпуса кораблей. Затем на корабль грузятся механизмы и оборудование, прокладываются трубопроводы и кабели. После испытания систем и окраски корабль выводится из стапельного цеха и спускается на воду.

Особенностью цеха №42 является то, что в нем не только строятся корабли на стапеле, но и предварительно из деталей собираются большие части корпуса — блок-секции. Поэтому цех и называется сборочно-стапельным. Он образован в 1954 году и является специализированным производством: в нем были построены первые образцы уникальных проектов кораблей, в том числе первая атомная подводная лодка – К-3 «Ленинский Комсомол».

3. Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.

Потом отработанные технологии, которые были опробованы в 42-м, внедрялись в других цехах и на других предприятиях. Для выполнения таких задач необходим творческий высокопрофессиональный коллектив, как раз такой, как сейчас — здесь работают люди самых разных специальностей: от газорезчика до наладчика электронных систем. Все они объединены одной целью — создавать новейшую военную технику. Поэтому работать в стапельно-сборочном цехе всегда было престижно.

Сегодня

В разное время в нем было построено 20 атомных и дизельных подводных лодок, в том числе лодка-музей, буксиры, яхты и даже прогулочный подводный аппарат. В настоящее время цех №42 является основным цехом по созданию корабля проекта 11442М «Адмирал Нахимов».

4. Конструкции для крейсера «Адмирал Нахимов».

Цех №42 — единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное — сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем — могут выполнить специалисты «Севмаша». Кроме того, цех располагает объектами специализированного назначения. Атомное «сердце» всех построенных на «Севмаше» кораблей создается здесь, на стенде сборки активных зон реакторов.

5. Конструкции для крейсера «Адмирал Нахимов».

Здесь же формируется и система управления защиты энергетической установки корабля. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением. Поэтому опытные отсеки всех проектов, которые шли на заводе, включая «Гранит», «Барс», «Акула», изготавливались и испытывались в цехе №42.

6. Внутри 42 цеха. Фото 2014 года.

Также в цехе есть две камеры электронно-лучевой сварки. Уникальная камера «Атмосфера-2», где производится высококачественная сварка в среде аргона любых материалов и разных толщин. В свое время в стране таких установок было всего две — на «Севмаше» и в институте Патона.

7. Установка «Атмосфера-2»

Цех №42 — яркий пример плодотворного сотрудничества науки и производства. Все новые конструкционные материалы, стали, сплавы, технологии отрабатывались здесь, а затем шли для всей судостроительной промышленности. И не только. В свое специалисты цеха работали над созданием учебного центра для ВМФ в Палдиски, затем выполнили большой объем работы для НИТИ им. А.П. Александрова в Сосновом Бору.

8. Установка «Атмосфера-2».

К-3 «Ленинский Комсомол».

24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки проекта 627 с атомной энергетической установкой. Рабочие чертежи пр. 627, разработанные в СКБ-143 (ныне «Малахит») стали поступать на завод в начале лета 1954 года. Заводу предстояло сыграть основную роль в решении инженерной задачи, сопоставимой по своей сложности разве что с созданием первых космических кораблей.

9. К-3 «Ленинский Комсомол».

Приказом министра судостроительной промышленности от 3 июля 1954 года определялся целый перечень мероприятий, направленных на то, чтобы изолировать постройку корабля от остальных строившихся на заводе объектов. Это касалось и материалов прочных конструкций для обеспечения заданной предельной глубины погружения, в полтора раза превышавшей аналогичные параметры строившихся ранее ПЛ. Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки. Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен. Общее техническое руководство строительством ПЛ осуществлял особый отдел из 10 человек.

Безусловно, строительство корабля шло непросто, но с энтузиазмом. Вот как вспоминал об этом представитель по схемам специального контроля О.Е. Загайнов: «Мы работали самоотверженно и вдохновенно, постигая на практике азы «атомной» науки, внося посильный вклад в ее совершенствование. Сильное впечатление на нас оказывало присутствие ведущих конструкторов — авторов первой ГЭУ и ее систем во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Он внушал нам почтение к своему детищу, требовал творческого, конструктивного подхода к решению возникающих технических вопросов». О периоде строительства первой АПЛ почетный ветеран предприятия В.А. Горбунов рассказывал: «Коллектив цеха работал напряженно, с огромным энтузиазмом. Большой транспарант над проходной цеха: «Не выполнив задание, домой не уходи!» – в полной мере характеризовал обстановку тех дней».

10. К-3 «Ленинский Комсомол».

Несмотря на то, что пришлось осваивать новые виды сварки, работы по формированию корпуса на стапеле шли довольно успешно, что позволило уже в конце 1955 года провести гидравлические испытания, подтвердившие прочность конструкции и высокое качество работы. А в 1957 году ее вывели из цеха.

Передача первой советской атомной подлодки состоялась 17 декабря 1958 года. У «Ленинского комсомола» сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль под командованием Л.М. Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса. 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота АПЛ всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года на «Ленинском комсомольце» при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Погибло 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.

Всего первая атомная выполнила 5 автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава.

Сегодня субмарина находится в Снежногорске, где медленно, но верно, ее превращают в музей.

11. К-3 «Ленинский Комсомол».

Если говорить о других легендарных кораблях, сошедших со стапелей цеха, то это:

К-27 — опытная АПЛ проекта 645, была первой, на которой использовалась двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут.

12. Подводная лодка К-27 проекта 645.

К-162 — опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 из титанового сплава с АЭУ 2-го поколения, по ходовым и маневренным качествам не имела аналогов в мире.

13. Подводная лодка К-162 проекта 661.

К-123 – АПЛ проекта 705К высокоскоростная, высокоавтоматизированная, многоцелевая, малого водоизмещения.

14. Подводная лодка К-123 проекта 705К.

К-278 «Комсомолец» – опытная АПЛ проекта 685, является самой глубоководной боевой АПЛ в мире.

15. Подводная лодка К-278 проекта 685.

Подводный аппарат «Нептун « – первый эксплуатационный подводный аппарат. Находился в коммерческой эксплуатации в районе Карибского моря.

16. Подводный аппарат проекта 19730 «Нептун».

Проект 20120 «Саров» – опытовая подводная лодка предназначенная для проведения испытаний разрабатываемых и модернизируемых образцов вооружений, глубоководной техники и обеспечивающих их корабельных систем.

Проект А1331 – моторная океанская яхта, предназначенная для обеспечения отдыха пассажиров, включая морские прогулки на водных мотоциклах, лодках, морские купания, погружения с аквалангами.

17. Океанская яхта проекта А1331

Кроме того, в цехе с 1993 по 2003 гг. велось строительство буксиров. Здесь построен 21 буксир различных проектов и 1 мега-яхта. Также в цехе велись работы по превращению в музей дизельной подводной лодки Б-396 «Новосибирский комсомолец».

Продолжение Следует.

Олег Кулешов.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *