Архангельская мореходка — тогда и сейчас

В рамках рабочего визита в Архангельск для участия в IV Международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра» состоялась встреча ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, профессора Сергея Олеговича Барышникова с курсантами 1 курса Арктического морского института имени В.И. Воронина.


После мероприятия редакция мне посчастливилось провести интервью с Сергеем Олеговичем Барышниковым и директором Арктического морского института Еленой Альбертовной Смягликовой.

Арктический морской институт имени В.И. Воронина — кузница морских кадров с более чем двухвековой историей. Учебное заведение ведет свою историю с 23 марта 1781 года, с момента выхода Указа императрицы Екатерины II об открытии мореходной школы в Холмогорах.

Подготовка кадров в Арктическом морском институте им. В.И. Воронина осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (СПО) и Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. В настоящее время институт ведет подготовку по двум специальностям очного и заочного обучения: «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок», и предлагает широкий спектр программ ДПО. Среди первоочередных задач развития института — возвращение высшего морского образования, в том числе с использованием и дистанционных технологий обучения.

Сегодня в Арктическом морском институте имени В.И.Воронина учатся 546 курсантов на очном и 225 на заочном отделении. Учебный процесс, методическую и воспитательную работу в институте осуществляют более 100 высококвалифицированных преподавателей и сотрудников.

Для организации плавательной практики институт сотрудничает с судоходными компаниями, среди них «Северное морское пароходство», «Северное речное пароходство», «Белфрахт», «Архангельский морской торговый порт», «Росморпорт», «Северное УГМС», «Мурманское морское пароходство» и другие.

— Что влечёт юношей и девушек в мореходку?

Сергей Барышников: — На этот вопрос есть несколько ответов. Первый — значительная часть курсантов из морских династий: у кого-то здесь учился прадед, дед или отец, у кого-то брат. Практически все семьи курсантов института, так или иначе, были связаны с флотом. Второй — экономика претерпевает серьёзные изменения, как в регионе, так и в стране в целом, моряки всегда востребованы и на военном, и на гражданском флоте. Выпускники нашего института уверены в будущем!

2. Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, профессор Сергей Олегович Барышников.

На сегодняшний день нехватка квалифицированных кадров в море и на реке примерно 10-12%. Родители курсантов понимают, что после окончания обучения выпускники будут востребованы и не окажутся в числе безработных. Во время учёбы на третьем и четвёртом курсе лучших из них отбирают судоходные компании, а после получения образования приглашают к себе на работу. За многие годы выпускники института востребованы как на судах, так и на берегу.

3. Директор Арктического морского института Елена Альбертовна Смягликова.

Елена Смягликова: — И, конечно, молодых людей влечёт и романтика. Когда мы слышим слово «моряк», то первое, о чём мы думаем, — это интересные походы в море. Раньше это была одна из немногих возможностей побывать в других странах, увидеть что-то новое. Сейчас романтики стало меньше, молодежь стала более прагматичнее.

Мы уже несколько лет отмечаем возрождение интереса к морским специальностям. Многие абитуриенты, приходя в институт, задают вопрос: » Где я потом буду работать и сколько получать?». Эти вопросы радуют, потому что человек выбирает профессию сознательно, а не так, как раньше — «сейчас я выучусь, а потом посмотрим, или родители решат, где я буду работать». То есть, наша молодёжь стала раньше взрослеть и более серьезно подходить к выбору профессию. Отмечу, что большинство курсантов привлекает то, что они гарантированно будут трудоустроены с хорошей зарплатой. Какие бы ни были трудные годы, моряки по сравнению с другими категориями граждан всегда жили хорошо, и востребованность в них была большая.

4.

— Выходят ли на вас судоходные компании по поводу приёма на работу ваших выпускников?

С.Б.: — Регулярно с третьего курса мы устраиваем встречи с представителями компаний, которые рассказывают о себе. Они смотрят списки обучающихся, и начинают работу с курсантами, чтобы потом привлечь их к себе на работу. Мало того, с некоторыми курсантами они заключают договор и начинают доплачивать им стипендию, привлекают их к себе на практику.

5. Группа кадетов Архангельского морского кадетского корпуса на экскурсии в музее морского института.

— Перспективы развития Арктического морского института имени В.И. Воронина.

С.Б.: — Государство стало проводить более твёрдую позицию соблюдения государственных стандартов при обучении, и именно поэтому были созданы вертикально-интегрированные образовательные комплексы, к которым в качестве филиалов присоединились такие учебные заведения как АМИ. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова прикладывает все усилия для развития филиала в Архангельске.

6.

В данный момент мы активно внедряем применение дистанционных технологий обучения, благодаря которым можно, например, компенсировать нехватку преподавателя в Архангельске. Вместе с тем, в АМИ есть опытные преподаватели, капитаны, которые могли бы помочь головной организации в Санкт-Петербурге.

Благодаря дистанционному обучению мы можем экономить расходы по тренажёрной подготовке. ГУМРФ – одно из немногих учебных заведений в России, где осуществляется обучение (подготовка и переподготовка) специалистов морской транспортной сферы по программам с помощью веб-технологий.

7.

— Насколько востребованы выпускники?

С.Б.: — На Международном форуме «Арктические проекты — сегодня и завтра» в Архангельске обсуждалось строительство глубоководного порта, что повлечёт за собой привлечение специалистов гражданского флота. При осуществлении таких проектов в несколько раз вырастет количество рейсов, прибытие судов как в город Архангельск, так и в другие города России и мира. Уверен, что работой будущие моряки будут обеспечены.

8.

— Где ученики мореходки проходят практику и вырабатывают ценз для получения дипломов? Охотно ли их берут судовладельцы?

С.Б.: — -Вопросу по плавательной практике мы уделяем большое внимание. И ГУМРФ, и АМИ выдают диплом об образовании, а Морские администрации портов рабочий диплом на основании отчетов о плавпрактиках. Во время учебы судоводители, а теперь и судомеханики, должны 12 месяцев находиться в море, вырабатывая свои профессиональные умения и навыки, причём на определённых судах, и это крайне важно.

9.

В ГУМРФ заключён 41 договор с различными компаниями. Это перспективно, когда компания присматривается к курсантам, а затем сама обязуется взять их на практику. Еще пример, после второго курса обучения ребята проходят практику и на учебном парусном судне «Мир». Но невозможно провести все наши филиалы через парусник, направляем лучших курсантов. Так, весной текущего года 6 обучающихся АМИ в числе 199 курсантов-практикантов бороздили просторы Атлантического океана. Через два месяца они получили свой первый морской документ — «Свидетельство вахтенного матроса» или «Свидетельство вахтенного моториста».

10.

Есть проблема – устройство на плавательную практику несовершеннолетних курсантов. Многие компании и организации не хотят брать их на практику. Вопрос с их практикой решится со строительством нового учебного грузового судна с увеличенной надстройкой машинного отделения и аудитории для учебных занятий. Судно для прохождения первоначальной практики спроектировано и в скором времени будет построено.

11.

— Я слышал, что набор 2016 года в АМИ превзошёл все ожидания. Так ли это?

Е.С.: — Впервые за многие годы в институте была проведена достойная приёмная компания. Конкурс аттестатов составил два человека на место, и средний балл документа об образовании в этом году у абитуриентов достаточно высокий. Мы выбрали лучших. Ребята пришли к нам по двум направлениям — судоводители и судомеханики. Более того, и на заочное отделение впервые за многие годы был большой конкурс. Заполнены все бюджетные места и заключены договоры на внебюджетное очное и заочное обучение.

12. Ремонт спортивной площадки.

В 2016 году в АМИ на первый курс очного обучения зачислены 230 курсантов и 50 обучающихся на заочное отделение. География обучающихся — Архангельская область (основная часть курсантов), Московская, Ленинградская, Вологодская, Мурманская, Костромская, Белгородская, Воронежская, Челябинская области, Республика КОМИ, Дагестан, Карелия, Краснодарский и Ставропольский край, а также зарубежные страны — Республика Беларусь, Латвия и Украина.

Отмечу активность курсантов-первокурсников, они обладают самыми разнообразными навыками и способностями. Многие серьезно занимаются спортом и физической культурой — есть обладатели первого взрослого разряда по биатлону, второго взрослого разряда по хоккею, достижения в настольном теннисе, дзюдо и других видах спорта. Кроме этого ребята проявляют себя и в творчестве — играют на музыкальных инструментах, занимаются вокалом.

13.

С.Б.: — Хочу прокомментировать, дополнить слова директора — «впервые за многие годы».

Елена Альбертовна приступила к выполнению своих обязанностей в должности директора Арктического морского института меньше года назад, в декабре 2015 года. Она грамотно подобрала «свою команду», назначила ответственных лиц по направлениям деятельности, выстроила информационную политику, и это сыграло свою роль во время приёмной кампании. Была чётко организована работа сайта института, где постоянно обновляются новости, есть необходимая информация для будущих абитуриентов и их родителей.

В настоящее время в стране отмечается рост интереса к среднему профессиональному образованию. Раньше люди стремились получать высшее образование — получу диплом, а дальше видно будет — теперь всё иначе. В результате и средний балл аттестата поступающих стал выше, конкурс два человека на место. В этом году возросло число поступающих из других регионов России.

14.

— Обновляется ли учебная база?

Е.С.: — Данному вопросу мы уделяем первоочередное значение. Благодаря Агентству морского и речного транспорта Российской Федерации и ректору ГУМРФ Сергею Олеговичу Барышникову постепенно обновляется материально-техническая база института, это необходимо для учёбы курсантов, качественной подготовки и переподготовки специалистов морской отрасли.

15.

Практические навыки должны отрабатываться на специальных тренажёрах. В нашем институте есть Региональный центр дополнительного профессионального образования, где проходит повышение квалификации, подготовка и переподготовка различных специалистов судоходных компаний Арктического региона.

Обновление тренажёрной базы будет завершено в январе следующего года. Благодаря дополнительным финансовым вложениям из внебюджетных средств института мы модернизировали два учебных компьютерных класса. Проведены косметические и ремонтные работы в институте, косметический ремонт в кубриках курсантов и общежитии, завершаем работу на спортивной площадке на территории института. В планах на 2017 год — ремонт тира и актового зала.

16.

— Как курсанты владеют английским языком и как его учат?

С.Б.: — Английский язык обязательно входит в учебную программу, его знание для моряка крайне необходимо, потому что под каким бы флагом ты ни работал, общение с иностранцами неизбежно.

17.

— Сергей Олегович и Елена Альбертовна, спасибо за интервью и успехов Вам в столь нужном деле!

18.

19.

20. Документы, которые потребуются выпускнику для выхода в море.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *