ПРОЕКТ 22350

Фрегаты проекта 22350 — многоцелевые фрегаты дальней морской зоны, строящиеся для перевооружения ВМФ России.

Представители проекта 22350:

ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта Военно-Морской Флот России предполагалось объявить ещё в начале 2002 года. Эскизный проект корабля был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утверждён командованием ВМФ России в июне 2003 года, однако из-за того, что строительство корабля не было включено в гособоронзаказ, тендер был объявлен лишь в апреле 2005 года.

В июне этого же года на военно-морском салоне IMDS-2005 в Санкт-Петербурге начальником управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны А. Шлемовым было сообщено, что в тендере участвуют три судостроительных предприятия: «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ФГУП «Севмашпредприятие». Заявку на участие в тендере подавал и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 года группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали cоглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения»: группа ИСТ обязывалась не бороться за военные заказы, которые должны согласно документу концентрироваться на «Северной верфи»; «Балтийский завод» по условиям соглашения должен был оказывать партнёрам «всю необходимую технологическую поддержку при выполнении военных заказов».

ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА:
Закладка головного корабля этого проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» состоялась 1 февраля 2006 года на санкт-петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь». Главным строителем корабля стал Д. Ю. Силантьев. Спущен на воду 29 октября 2010 года[2][3]. По плану датой его вступления в строй должен был стать 2012 год[1][4]. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Всего за последующие 15-20 лет планируется построить до 20 фрегатов, базой для которых должны стать корабли этого проекта. Предполагается, что они будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России. Однако ввиду ряда причин выполнение заказа существенно замедлилось, в связи с чем с 2011 года был дан ход параллельному строительству для ВМС России и фрегатов проекта 11356, до того считавшихся чисто экспортными.

Точное число запланированных к строительству кораблей серии неизвестно, но по неофициальным данным, руководство ВМФ планирует построить серию из 10-12 кораблей проекта 22350[3]. В состав Черноморского флота планируется включить шесть фрегатов проекта 22350[5].

Стоимость головного корабля этого типа должна составить около 400—420 млн долларов США. С учётом установки на корабль новейших вооружений, которые сейчас разрабатываются, реальная цена строительства одного фрегата может возрасти до 500 млн долларов[6].

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство ещё четырёх фрегатов (вместе с уже строящимися — шесть) проекта 22350. Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года[7][8][9]. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена фрегата 22350 составляет 18 млрд руб. Фрегаты должны быть переданы Военно-Морскому Флоту России до 2018 года[8].

12 декабря 2014 года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков сообщил, что Военно-морской флот в ближайшее время рассчитывает получить 15 фрегатов проекта 22350 и модифицированных 22350М. Данные корабли составят основу Арктической группировки ВМФ[10].

4 мая 2016 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что в состав ВМФ РФ войдут шесть фрегатов проекта 22350 к 2025 году[11].

Конструкция:
Корпус и надстройка[править | править вики-текст]
Фрегаты проекта 22350 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции, со сплошной надстройкой, выполненной с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон (композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн). Физические поля фрегата минимизированы. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов («стелс») снижена эффективная поверхность рассеивания корабля, что в свою очередь позволяет понизить его радиолокационную и оптическую заметность[6][12].

Кормовая оконечность — транцевая. Форма обводов корпуса и острый форштевень должна обеспечить кораблям проекта хорошие мореходные качества. Двойное дно идёт на протяжении большей части корпуса (от носовых отсеков с боезапасом вплоть до машинного отделения и кормового подзора). На корабле предполагается установить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объёмы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. Мореходность корабля должна обеспечивать применения вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой[6][12].

Энергетическая установка[править | править вики-текст]
Для корабля выбрана дизель-газотурбинная энергетическая установка CODAG-схемы общей мощностью 65 000 лошадиных сил. Она состоит из двух дизель-газотурбинных агрегатов М55Р[13](55МР[14]) в составе дизельного двигателя 10Д49 мощностью 5200 лошадиных сил и газотурбинного двигателя М90ФР мощностью 27 500 лошадиных сил, работающих через редуктор РО55Р на вал винта фиксированного шага каждый. Опытный образец газотурбинной установки российского производства будет отправлен на испытания в 2017 году[15].

Мореходность и обитаемость[править | править вики-текст]
Скорость полного хода — до 29 узлов[16]. Дальность плавания — 4000 морских миль на 14 узлах.

Вооружение[править | править вики-текст]
Корабли проекта несут комплекс вооружения, состоящий из ракетного, артиллерийского, радиотехнического и других видов вооружения.

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130 миллиметровой артиллерийской установкой А-192М (дальность стрельбы до 22 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту)[12]. Артиллерийская система имеет широкий диапазон углов обстрела (170/80°); номенклатура боеприпасов позволяет ей поражать береговые, морские и воздушные цели, а новая система управления артиллерийским огнём, обладает многоканальностью по обстреливаемым целям[6].

Первоначально имелись сведения[16] об установке на корабле зенитного ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1» (модернизированный вариант ЗРК «Ураган» в варианте с вертикальным пуском), но позднее появилась информация об установке на корабле ЗРК «Редут», размещённом в носовой части корпуса перед УКСК ЗС14У1 и состоящем из четырёх восьмиячеечных модулей. Всего боезапас насчитывает 32 ЗУР средней и большой дальности 9М96 (дальностью стрельбы до 120 км для ракеты 9М96Е2)[17] или 128 ЗУР малой дальности 9М100 (по четыре ракеты в одной ячейке УВП, ориентировочная дальность стрельбы — 10-15 км)[18]. Возможно одновременное размещение в УВП разных ракет для создания эшелонированной обороны.

Рядом с вертолётным ангаром побортно установлены два боевых модуля ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение фрегата представлено двумя побортно размещёнными в средней части надстройки (за лацпортами) счетверёнными пусковыми установками комплекса противолодочной обороны и противоторпедной защиты «Пакет-НК».

В носовой части корпуса перед надстройкой будут размещены две установки вертикального пуска(УВП) универсальных корабельных стрельбовых комплексов(УКСК) 3С14У1 (всего два стандартных модуля по восемь ячеек), предназначенных для хранения и запуска шестнадцати противокорабельных крылатых ракет ЗМ55 комплекса П-800 «Оникс» или PJ-10 BrahMos, либо противокорабельных, противолодочных и тактических ракет семейства «Калибр-НК» (3М54, 3М14, 91Р1, 91РТ2)[12].

В состав авиационного вооружения входит 1 вертолёт Ка-27, располагающийся в одноместном палубном ангаре.

Радиолокационная станция(РЛС) обнаружения надводных и воздушных целей — 5П27 «Фуркэ», РЛС обнаружения и целеуказания ЗРК — «Полимент», РЛС целеуказания ПКРК — 34К1 «Монолит», несколько навигационных радиолокационных станций(НРЛС), РЛС управления огнём артиллерии — 5П-10 «Пума»[19].

Боевая информационно-управляющая система(БИУС), комплексы радиоэлектронной борьбы(РЭБ) (адаптированная под проект система 5П-28) и радиоэлектронного подавления(РЭП), средства радио- и космической связи[20].