Необычное путешествие к затопленному глубоководному аппарату.
Однажды, изучая спутниковые карты Севастополя, я заметил посреди одной из бухт города необычный объект. По силуэту он был похож на глубоководный аппарат, но что он делал в таком месте, почему не у берега? Я заинтересовался и решил разузнать, как он там оказался, и что это вообще такое. Наверное, ответы на этот вопрос можно было найти и в интернете, но ведь интересней приехать в город-герой и увидеть этот объект своими глазами. А еще интересней залезть на него и забраться внутрь, что я и сделал!
Публикуется повторно*
Когда ехал до бухты, думал, что мне не повезло с погодой — были волны и сильный ветер. По опыту знаю, когда в Северодвинске такая погода — вода ледяная! Но когда потрогал воду в Севастополе, то понял, что надо плыть.
Надел маску, проверил заряд подводной видеокамеры и в путь. Судя по снимкам, аппарат находился посреди бухты, в 50 метрах от берега. Метров 20 я прошел пешком по дну, а дальше вплавь. Меня даже пробила дрожь в нескольких метрах от этого неизвестного объекта, было ощущение встречи с чем-то таинственным, с чем хотел столкнуться давным-давно. Это правда, несколько лет я изучал Севастополь со спутниковых карт и наметил для себя много интересных мест, которые обязательно должен был посетить.
Перед тем, как залезть на аппарат, я обплыл вокруг него под водой. Винт отсутствовал, корпус был ржавый, сквозных дыр я не нашел. Непонятно, зачем аппарат был прикреплен ко дну якорями, да еще и посреди бухты. По подводной части я понял, что передо мной находится автономный рабочий снаряд проекта 1839. Манипуляторы были сняты, как и многие другие детали.
2.
На поверхности дела обстояли чуть-чуть лучше, но многие открытые люки были заделаны оцинкованными листами железа. Надежды попасть внутрь аппарата не было. Но я изначально был уверен, что он затоплен, и ничего интересного внутри нет. Как же я ошибался!
Приступив к изучению рубки, я понял, что лист железа ничем не закреплен и только прикрывает вход. Оказалось, залезть внутрь можно без особых проблем, что я сразу и сделал.
К моей радости, внутри не было ни единого намека на влагу! Зато было оборудование, документация и много кнопок, рычагов — всевозможных «крутилок и вертелок». Аппарат состоял из трех отсеков. Первый — научный, в нем были приспособления для работы с манипуляторами и видоискатели для изучения дна. Они похожи на бинокли, в которые смотришь и настраиваешь фокусное расстояние. Вся аппаратура находилась в исправном состоянии. Второй отсек — центральный, в нем осуществлялось управление аппаратом. А третий отсек — аккумуляторный.
К сожалению, несмотря на хорошее состояние «внутренностей» аппарата, там был бардак! Книги, инструкции, документы и инструменты — все было раскидано по отсекам.
Благодаря камере GoPro-2 снял аппарат вод водой и внутри.
Очень надеюсь, что эту статью заметят соответствующие организации в Крыму и, по возможности, поднимут вопрос о спасении аппарата. Его необходимо поднять на поверхность и поставить в какой-нибудь музей или, до лучших времен, на охраняемую территорию. Многие посчитают, что он не представляет ценности, но, например, для детворы — это настоящее чудо!
Когда я вернулся домой в Северодвинск и приступил к изучению этого объекта, то пришел к выводу, что в Казачьей бухте Севастополя находится глубоководный спасательный аппарат «АС-10″ и у него довольно-таки интересная история.
«АС-10» построили в городе Горький (Нижний Новгород) на судостроительном заводе «Красное Сормово» в 1971 году. Сразу после принятия в эксплуатацию его ввели в состав Черноморского флота. Первым местом базирования аппарата было спасательное судно «ОС-10″ (Проект 13-К). Глубоководный спасательный аппарат предназначался для поиска и обследования затонувших подводных лодок или других объектов. На аппаратах этого проекта более развиты средства визуального наблюдения и рабочие органы-манипуляторы. Возможности спасения подводных лодок было высокие: «АС-10» мог оказывать помощь терпящему бедствие экипажу при крене аварийной подводной лодки не более 15 градусов.
3.
Немного фактов из «биографии» «АС-10»:
1973 год: Вел поиск упавшего в районе Адлера самолета ИЛ-18, на котором разбилось 112 человек. Глубина погружения была до 500 метров!
1974 год: Работал по плану Академии наук СССР в районе Кавказского побережья с профессорами и академиками на борту. Только у Пицунды аппарат совершил десять глубоководных погружений в подводные каньоны, наступающие на пляжи знаменитого субтропического курорта. Исследуемые глубины были близки к предельным и достигали 415 метров. Изучение продолжалось вплоть до начала осени. У Адлера аппарат еще четыре раза погружался глубже отметки 300 метров. На несколько дней в августе аппарат отправляли на учения по оказанию помощи затонувшей подводной лодке на глубине 60–160 метров.
В районе Севастополя на глубине 60 метров обнаружил затонувший самолет и поднял отдельные его части.
Первым из аппаратов опустился для обследования затонувшего большого противолодочного корабля (БПК) «Отважный». В первое погружение обнаружил затонувший корабль и несколько раз медленно проплыл вдоль корабля с одного и другого борта.
4.
1975 год: Поочередно с «АПС-1» и «АГА-6» погружался на затонувший БПК «Отважный» (суммарно все аппараты — более 20 раз) для ведения разведки повреждений, а после подрыва корабля — осматривал состояние дна и остатков корпусных конструкций.
Вел поиск упавшего самолета в районе города Евпатория. Глубины погружений — до 500 метров.
1976 год: Обеспечивал испытания новой техники ВНИИ «Гипрозолото» в Казачьей бухте.
1977 год Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота.
Переименован в «АС-10». Отнесен к подклассу ПЛ специального назначения.
1981 год: Дежурил в составе спасательного отряда, также выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота.
5. Аппарат «АС-10» на отстое в южной бухте Севастополя. Фото: А.Лубянов
1982 год: Новое место базирования — спасательное судно «Михаил Рудницкий» проекта 536.
Из-за неправильной установки КИП провалился на глубину и упал на грунт. Применив экстренное всплытие, аппарат поднялся на поверхность.
Погружен для постоянного базирования на научно-исследовательское судно «Академик Алексей Крылов» проекта 852. В рейсах гражданского назначения имел надпись на рубке «Дельфин».
1983 год: Находился на борту НИС «Академик Алексей Крылов» в рейсе № 1. В ходе одного из погружений, из-за отказа полумуфты, произошло задымление отсека. Применив экстренное всплытие, аппарат поднялся на поверхность. При одном из отходов от борта НИС попал под корму судна-носителя и получил повреждения рубки и наружного оборудования ¬- аппарат был поднят на борт НИС. Также при одном из подходов к НИС, попал под корму судна-носителя и повредил балластную цистерну, которая заполнилась и создала крен 15 градусов на борт — аппарат был поднят на борт НИС.
6. Аппарат «АС-10» под наименованием «Дельфин». Фото: А.Лубянов
1990 год: Совместно с «АС-4» проекта 1839 участвовал в поиске самолета Ту-16 на глубине 20 метров в Каркинитском заливе.
1991 год: По решению командования поисково-спасательной службы ВМФ, из-за проблем с финансированием содержания спасательных судов и их ремонта, был сдан в ОРВИ для разделки на металл. В дальнейшем находился на приколе у пирса в Южной бухте Севастополя.
Стоить отметить, что аппараты проекта 1839 не только до сих пор используются нашим флотом, но и продолжают свое развитие в лице спасательных аппаратов проекта 18271 «Бестер».
Новое поколение аппаратов «Бестер» позволяет выполнять спасательную операцию при крене даже в 45 градусов: сам аппарат будет находиться горизонтально, а камера присоса — разворачиваться на необходимый угол. Увеличилось и количество спасаемых моряков — внутри «Бестера» одновременно смогут разместиться 22 человека. Аппарат имеет рабочую глубину погружения 700 метров.
Что же касается «АС-10», то после 1991 года с ним происходили различные махинации в стиле «из рук в руки», после чего он и оказался посреди Казачьей бухты, где ждет своего часа.