Военно-морская Казань
Что делать в Казани человеку, который увлечён фотографированием Военно-морского флота? Вокруг столицы Республики Татарстан одни авиационные институты и заводы, а ближайшее судостроительное предприятие в 40 километрах от города, в Зеленодольске. Тут с этим сложно, но кое-что я нашёл, притом очень родное — северодвинское.
Напомню, в первых числах июня я был в столице Республики Татарстан, где проходил НеФорум блогеров 2016. Поездка на НеФорум не была бы возможной, если бы не генеральные спонсоры мероприятия: Альфа-Банк и Tele2 :).
Мой нос, чувствующий, что в Казани есть что-то , связанное с флотом, завёл меня к казанскому Парку Победы, где первым, что я увидел, оказалась величественная Стела Победы. Её высота — 42 метра. У подножия стоят воин с мечом и женщина-мать с ребёнком на руках. Венчает стелу лавровый венок.
Около Стелы Победы расположен историко-мемориальный комплекс «Книга Памяти». Не знаю, что внутри, постеснялся заходить внутрь в шортах. Справа от него клумба с цветами, которая является излюбленным местом встреч казанских велобайкеров.
3. Историко-мемориальный комплекс «Книга Памяти».
Перед историко-мемориальным комплексом «Книга Памяти» расположен мемориал памяти Героям Великой Отечественной войны с вечным огнём по центру, вокруг которого разместился пантеон с мраморными табличками, где увековечены имена 200 уроженцев республики, удостоенных звания Героя Советского Союза, 29 кавалеров орденов Славы, рядом воздвигнуты макеты мемориальных знаков 7 стрелковых дивизий, сформированных в Татарстане.
4. Мемориал памяти Героям Великой Отечественной войны.
Казанский Парк Победы — уникальное место. Уверен, мне не показалось, что он является любимым местом отдыха многих жителей Казани. Парк имеет обширную территорию, на которой горожане катаются на роликах и велосипедах, совершают пешие прогулки, катаются на лошадках и пони, фотографируются на фоне легендарной боевой техники. Кроме того, в парке есть отличный газон, на котором горожане устраивают пикники, играют и развлекаются.
Освоение этой территории началось в 1970-е годы с посадки 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей ВОВ. Тогда эта местность представляла собой болото.
Несколько лет велось строительство мемориала, создавался музей боевой техники, воевавшей в битвах Великой войны. Строительство самого мемориального комплекса было начато и завершено в 1995 году к 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. В окончательном виде парк был открыт для посещения горожанами в 2005 году, в год 60-летия Великой Победы.
7. Боевая техника в парке в хорошем состоянии, от неё даже исходил аромат топлива, как будто только-только приехали сюда.
Военная техника является любимым местом игр детворы разного возраста. Что характерно, не только мальчишек, но и девочек (фото 6). Особая заслуга администрации парка в том, что боевые машины, артиллерийские установки и самолёты, отметившие уже более чем полувековой юбилей, находятся в таком состоянии, что взобраться в кабину «катюши» или посидеть за штурвалом истребителя ребёнок может совершенно безопасно.
Как только я отошёл от техники, то увидел памятник матери, скорбевшей по погибшим воинам. Это поразительно прекрасный памятник. Он установлен в 2005 году. Современные красивые памятники редко встретишь, обычно полная безвкусица. В руках тюльпан, который она сжимает в знак скорби и памяти по тем, кто не дожил до дня Победы.
Чуть правей памятника виднеется то, зачем я сюда приехал.
Как уже все успели догадаться, главной целью посещения Парка Победы была рубка атомной подводной лодки, которая находится на аллее моряков-подводников.
Это рубка от атомной подводной лодки К-403 «Казань», построенной в Северодвинске по проекту 667А «Навага», а затем переоборудованной на северодвинском предприятии «Звёздочка» () по проекту 667АК «Аксон-1» и 09780 «Аксон-2».
С подводной лодкой «Казань» я впервые познакомился в начале 2000-х годов, когда наш класс северодвинской школы №19 отправили на экскурсию на эту подводную лодку.
В 2009 году подводная лодка была утилизирована на судостроительном предприятии «Звёздочка», а её рубка в 2010 году была доставлена в Казань, где была установлена в качестве мемориала в Парке Победы. Рядом с ней были установлены торпеды, которые доставили из воинской части, дислоцированной в Зеленодольске
К-403 «Казань» — это атомная подводная лодка проекта 09780 «Аксон-2». Изначально она была построена на северодвинском предприятии «Севмаш» () по проекту 667А «Навага», затем она прошла две модернизации на «Звёздочке» (1-я — 667АК «Аксон-2», 2-я 09780 «Аксон-2»).
Как уже упомянул выше, в самом начале она была лодкой стратегического назначения с 16 боевыми ракетами на борту, а затем в 1980-м году ее перевели в разряд лодок специального назначения.
В 1983 году на лодке было завершено переоборудование по проекту 667АК «Аксон-1» (акустический корабль специального назначения). С того момента на ней проводили испытания гидроакустического комплекса «Скат-3» для подлодок 3-го поколения. Затем в 1996 году её переоборудовали по проекту 09780 «Аксон-2» для испытний новейших акустических систем, которые устанавливаются на новейшие корабли четвёртого поколения, такие как подлодки проекта 955 «Борей» и 955А «Борей-А».
В ходе последней модернизации субмарина изменилась. У подлодки смонтировли новое ограждение выдвижных устройств, которое позже внедрили на новейшие стратегические подводные крейсера проекта «Борей». Обьём работ был огромен и значительное участие в модернизации корабля принял «Севмаш», где были изготовлены все корпусные конструкции для нового носового блока подлодки.
В 1996 г. «Аксон-2» отправился на испытания, а в 1997 г. ему по просьбе общественности столицы Татарстана было присвоено название «Казань». Несмотря на огромные финансовые трудности, на лодке активно велась отработка новейших систем вооружения.
В 2000 г. она под командованием капитана 1 ранга Игоря Кравцова совершила длительный поход в Белое, Баренцево и Норвежское моря, Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Это был вовсе не круиз, а напряженная боевая работа. Новые средства обнаружения продемонстрировали свою высокую эффективность. В принципе лодка могла использоваться для скрытного гидроакустического наблюдения. Ее аппаратура на больших дальностях легко записывала дискретные составляющие шумов американских и натовских кораблей.
Авторитетная межведомственная комиссия пришла к заключению, что КС-403 «Казань» после небольшого ремонта может продолжить службу. Однако в 2004 г. лодку вывели из состава ВМФ, а 9 декабря 2005 г. на ней спустили Андреевский флаг.
В 2009 году началась утилизация субмарины, после которой осталось ограждение выдвижных устройств (рубка), которое в 2010 году была установлено в Парке Победы в Казани.
Но на этом история Военно-морской Казани не закончилась. В 2009 году на судостроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске была заложена многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 с именем К-561 «Казань».
Также по словам представителей предприятия, на новой «Казани» не устанавливается оборудование из стран бывшего СССР: новый корабль строится силами исключительно российских предприятий. Ожидается, что вывод из цеха и спуск на воду субмарины ожидаются в 2016 году.
Длина рубки составляет 22 метра, высота 6 метров, ширина 3,5 метра, вес от 70 до 95 тонн
Уходя из парка, сделал несколько фотографий авиации. Всю снимать не стал, не было времени, но самое интересное успел.
Продолжение следует. В следующем посте мы побываем на Зеленодольском судостроительном заводе. А ещё скажем спасибо перечисленным ниже организаторам :)
В виде бонуса фото самой АПЛ «Казань».