ПРОЕКТ 907 «Тритон-1М»

В конце 1960-х руководство флота начало прорабатывать варианты создания новых мини-субмарин — носителей боевых пловцов, которые могли заменить устаревший первый отечественный носитель диверсантов «Тритон». Для этой цели в 1966 году в проектном бюро «Волна» началась работа по созданию группового подводного носителя типа «Тритон-1М». Создание мини-субмарины велось под руководством Я.Е.Евграфова, с 1970 года — Е.С.Корсукова, с 1971 года — Л.В.Чернопятова, с 1972 года — С.А.Дементьева.

Будущую субмарину планировалось использовать для следующих задач: патрулирование акваторий портов и рейдов; осуществление поиска подводных разведчиков и диверсантов противника; скрытная доставка и постановка мин заграждения и диверсионных подрывных зарядов; высаживание и эвакуация водолазов-разведчиков; исследование морского дна; ремонт трубопроводов и подводных сооружений.

Материалы о мини-субмарине «Тритон-1М»:

1. Тритон-1М в музее Балаклавы. Автор не известен.

«Тритон-1М»Эскиз проекта «Тритон-1М» был готов в 1968 году. Одновременно велась работа контрагентами, которые делали аппаратуру и различные технические средства для лодки. В 1969 году завершили разработку технического проекта мини-субмарины и уже в мае 1970-го он был утвержден ВМФ СССР. Это позволило коллективу ЦКБ «Волна» начать разрабатывать рабочие чертежи и техническую документацию на «Тритон-1М», и уже в сентябре вся документация была передана на Ново-Адмиралтейский завод, после чего началось строительство первых мини-субмарин типа «Тритон-1М». Проект получил номер 09070.

Корпус мини-субмарины был сделан из алюминиево-магниевого сплава. Движителем служил винт, который приводился в движение при помощи электродвигателя П32М (номинальная мощность 3,4 кВт). Управлялся аппарат при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями «Саур».

2. Тритон-1М на испытаниях.

В 1972–1973 годах первая мини-субмарина «Тритон-1М» прошла испытания, после чего началась серийная постройка.

«Тритон-1М» — аппарат мокрого типа: в проницаемой, заполненной водой кабине сидят два водолаза с дыхательными аппаратами. Пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки непроницаемы для воды.

3. Тритон-1М (Макет?) на испытаниях.

Доставка к месту проведения операций производилась с помощью надводных кораблей и судов. Спуск мини-субмарины на воду выполнялся при помощи обычного грузового крана грузоподъемностью не менее 2 тонн. В базе субмарины хранились на транспортных тележках.

. Тритон-1М в парке Победы г.Саратова. Автор не известен.

Всего заводом за 1973–1980 годы было построено 32 мини-субмарины «Тритон-1М». Их эксплуатация велась до конца 1980-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч No641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/ч НоА-1594 в Очакове).

На сегодняшний день известно о шести сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:

Саратов, Парк Победы.
Балаклава, Военно-морской музейный комплекс.
Самара, городской парк.
Владивосток, остров Русский.
Калининград, музей Мирового океана.
Ломоносов, НИИ Спасения и подводных технологий.

Тактико-технические данные проекта:

  • Экипаж — 2 человека,
  • Автономность — 7,5 часов,
  • Длина транспортировщика — 5 м,
  • Ширина — 1,43 м,
  • Высота — 1,38 м,
  • Скорость подводная полным ходом — 6,5 узлов (11,2 км/ч),
  • Дальность плавания подводная — 37,3 миль,
  • Водоизмещение — 3,6 тонны,
  • Вес — 1,6 тонны,
  • Глубина погружения — 40 метров,
  • Транспортировщик может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Он оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией МГВ-3, автоматической системой движения по курсу.