Проект П-19-ОК (Д-3)

Торпедные катера типа «Д-3» (проект П-19-ОК) — вид торпедных катеров, состоявших на вооружении ВМФ СССР в ходе Великой Отечественной войны.

Представители проекта: 

Ходовые качества

Полное водоизмещение составляло чуть более 32 тонн. Максимальные размеры: 21,6 × 3,9 × 0,8. Скорость зависела от двигателей: двигатели семейства ГАМ-34 давали ход от 32 до 37 узлов, американские двигатели Packard — до 48 узлов хода. Дальность плавания при максимальной скорости достигала 320—350 миль, при скорости в 8 узлов — 550 миль. Катер мог быть задействован при ветре не более 6 баллов.

Вооружение
На корабле ставились два пулемёта ДШК калибра 12,7 мм. Некоторые образцы вооружались пулемётами разработки фирм «Кольт», «Браунинг» и др., а на некоторые ставилась и автоматическая пушка «Эрликон» калибра 20 мм. Основным торпедным вооружением были бугельные торпедные аппараты БС-7, из которых выпускались две торпеды калибра 533 мм образца 1939 года (масса каждой 1800 кг при заряде тротила 320 кг, скорость до 51 узла, дальность хода 21 кабельтов). Выстрел производился с мостика катера при поджигании гальванического запального патрона.

Защита
Корпус этих катеров изготавливался из дерева, имел толщину до 40 мм. Для защиты днище было сделано трёхслойным, а борт и палуба двухслойными (наружный изготавливался из лиственницы, а внутренний из сосны). Обшивку укрепляли медными гвоздями в соотношении 5 гвоздей на квадратный дециметр. При малых повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия. В качестве балласта использовались обычные печные кирпичи.

Помещения
Корпус разделялся на пять водонепроницаемых отсеков: в первом располагался форпик, во втором — четырёхместный кубрик, также были камбуз, выгородка для котла и радиокаюта (был предусмотрен обогрев для них). Навигационное оборудование было лучше, чем на катерах типа Г-5. На борт можно было взять и десантную группу. Экипаж в 8-10 человек позволял катеру действовать вдали от базы в течение долгого времени.

Строительство
Катера строились на заводах в Ленинграде и Сосновке (Кировская область). В составе Северного флота до войны были построены всего два катера, однако в августе 1941 года ленинградские рабочие успели построить и сдать в использование ещё 5 единиц. Эти семь катеров были сведены в отдельный отряд, который действовал до 1943 года. В 1943 году серийное производство катеров возобновилось.

Служба
Живучесть катеров была довольно высокой. В ходе десантной операции в Лиинахамари, в которой участвовали две группы катеров Северного флота под командованием капитан-лейтенанта А. О. Шабалина и капитана 2 ранга С. Г. Коршуновича, катера попали под плотный артиллерийский обстрел с немецкой и финской стороны. При этом катер ТК-114 получил повреждение тяги руля, однако при помощи одних только моторов экипаж вывел корабль из-под обстрела. Как оказалось, в корпусе было 200 пробоин. Однако самую большу́ю живучесть проявил катер ТК-209 под командованием старшего лейтенанта А. И. Кисова: в мае 1944 года близ Кийских островов его атаковала немецкая авиация. От выстрелов из пулемётов, пушек и бомб в корпусе образовалось 320 пробоин, однако экипаж не только спас катер от гибели, но и сумел сбить один из самолётов.

Головной катер. 6.08.1940 г. включен в состав ЧФ. Потопил 13.06.1942 г. итальянскую подводную лодку «СВ-5» и 1.08.1942 г. совместно с катером «СМ-3» германскую быстроходную десантную баржу «F 334» (220 т).

Память
В Североморске на площади Мужества на вечную стоянку поставлен катер ТКА-12, которым командовали герои Великой Отечественной войны лейтенант Б. Ф. Химченко, лейтенант А. О. Шабалин (дважды Герой Советского Союза), старший лейтенант С. Ф. Чекрыгин, лейтенант Г. М. Паламарчук (Герой Советского Союза), лейтенант Л. П. Чепелкин, капитан-лейтенант П. Я. Шуляковский.