Проект 1125 — класс малых речных бронекатеров с башнями от танка Т-34-76.
Представители проекта:
История создания
12 ноября 1931 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.
Большой бронекатер, предназначавшийся для реки Амур, предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях, а малый бронекатер — одним 76-мм орудием в башне. Также на бронекатерах планировалось осуществить установку двух лёгких башен с 7,62-мм пулемётами. Осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого — не более 45 см. Корабли должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.
22 июня 1932 года техническое задание было выдано организации «Ленречсудопроект». Для бронекатеров были выбраны башни и пушки от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.
В октябре 1932 года «Ленречсудопроект» закончил работу по проектированию кораблей. Большой бронекатер получил наименование «Проект 1124»; малый — «Проект 1125». Эти корабли были очень схожи по своей конструкции.
В 1934 году Зеленодольский завод имени А. М. Горького получил оборонный заказ на постройку новых для того времени кораблей — речных бронекатеров проектов 1124 и 1125; за 10 лет их было построено 154 единицы.
Главным конструктором «проекта 1125» был Бенуа Юлий Юльевич.