Службу день и ночь несут
Архангельский филиал входит в состав ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и участвует в выполнении государственного задания, поставленного перед учреждением, а именно:
- Поиск и спасение людей и судов, терпящих бедствие в море.
- Аварийно-спасательные и судоподъемные работы.
- Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
- Подводно-технические, водолазные работы, включая подводное освидетельствование судов под наблюдением инспектора РС.
Суда Архангельского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» несут постоянную и двухчасовую готовность, находясь на базе в морском пор- ту Архангельск. В случае поступления указания от Архангельского морского спасательного подцентра (МСПЦ Архангельск), суда филиала обязаны выйти в море для выполнения поставленных перед ними задач.
О том, как ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» выполняет государственные задачи, я поговорил с директором Архангельского филиала Вавиловым Сергеем.
1. Директор Архангельского филиала — Вавилов Сергей Леонидович.
— Какова зона вашей ответственности?
— Зоной ответственности Архангельского филиала являются Белое море, западная часть Баренцева моря и удаленный участок акватории расположенный в бухте Северная залива Дежнева острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
Два прошедших года суда Архангельско-го филиала несли готовность к ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в Обской губе Карского моря при перевалке сырой товарной нефти в морские танкеры в районе поселка Мыс Каменный, а также в морском порту Сабетта при проведении бункеровок судов и перегрузки нефтепродуктов для нужд ОАО «Ямал СПГ».
Кроме того, в 2015 году по запросу ООО «Юником СПб» Архангельский филиал выполнял поиск, обнаружение и идентификацию затонувшего объекта.
2. Морское спасательное судно «Рыбинск» во время работ в Белом море.
— Можно подробней про историю с обнаружением затонувшего объекта?
— Предыстория такова: в сентябре 2014 года танкер «СКФ Енисей», следуя в Обской губе с грузом нефти, получил повреждения корпуса при столкновении с неизвестным подводным препятствием. К счастью, разлива нефти не произошло. С началом летней навигации в Обской губе работы по поиску, обнаружению и идентификации затонувшего неопознанного объекта выполняло морское водолазное судно Архангельского филиала МВС «Рыбинск», на борту которого находилась группа водолазов с необходимым оборудованием и снаряжением. 11 июля 2015 года судно прибыло к месту предполагаемого столкновения танкера «СКФ Енисей» с неопознанным затонувшим объектом и приступило к его поиску. Объект был обнаружен при помощи эхолота на глубине приблизительно 10 метров, но в стороне от указанного места. Водолазы произвели несколько спусков и выполнили подводную видеосъемку. Объект был найден и идентифицирован, это оказалась груженая несамоходная баржа «С‑01-250» с бортовым номером 2560. После проведенных работ вся информация была передана заказчику, а точные координаты затонувшей баржи переданы через ПРИП «Запад» судам для обеспечения безопасного плавания в Обской губе.
3. Работа по ликвидации разлива нефтепродуктов.
— Сигналы о происшествии приходят сразу к вам или?..
— Сигналы о ЧС в море поступают в МСПЦ «Архангельск», а уж потом дежурный диспетчер направляет в наш адрес соответствующую информацию (место, координаты, название терпящего бедствие объекта, количество людей, т.е. всю принятую им информацию) и конкретные указания к действию.
В морском порту Архангельск сигналы о ЧС на акватории порта принимает дежурный диспетчер Инспекции государственного портового контроля и потом при необходимости использования наших сил и средств передает соответствующую информацию и указания.
Наше аварийно-спасательное формирование, экипажи судов и водолазы прош- ли различные виды подготовок, аттестацию на звание «Спасатель» и всегда готовы к спасению людей, терпящих бедствие в море судов и ликвидации последствий при аварийном разливе нефти и нефтепродуктов.
Для совершенствования умения и навыков спасателям, необходимых при проведении аварийно-спасательных работ, мы проводим в подразделениях учения согласно, установленным планам-графикам.
В июне 2016 года на акватории внешнего рейда морского порта Архангельск в районе острова Мудьюг было проведено бассейновое учение по поиску и спасению людей, терпящих бедствие в море. Такие масштабные учения проводятся, как правило, раз в год, но данное учение было еще и приурочено к антитеррористическим учениям, проводимым в городе Архангельск. По легенде учений, террористы захватили судно и взяли в заложники экипаж. В ходе учений, по легенде несколько человек были выброшены за борт, не настоящие люди конечно, а муляжи. Вот их-то и предстояло найти и поднять с воды с использованием вертолета. Штурмом захваченного судна и освобождением заложников занимались соответствующие органы, от Архангельского филиала в учениях принимало участие судно МВС «Рыбинск», которое было координатором на месте действия. Учение прошло успешно, цели и задачи достигнуты и выполнены полностью.
4. Учебно-тренировочное судно «Котлас» и спасательные суда архангельского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».
— Были ли у вас аварийные ситуации, спасения, разливы в этом году?
— Да, буквально вчера поступило письменное распоряжение от капитана порта Архангельск произвести локализацию и ликвидацию пятна нефтепродуктов на р. Северная Двина, в районе причала № 78, который находится недалеко от нашей базы. На место происшествия незамедлительно было направлено маломерное судно «Hitek 85C» с аварийно-спасательным подразделением на борту. В указанном районе было выставлено боновое заграждение, загрязненная поверхность обработана сорбентом, загряз- нение ликвидировано. Стоит отметить, что появление пятен нефтепродуктов у причала № 78 происходят очень часто. Происхождением этих пятен нефтепродуктов занимаются Администрация порта, Северное УГМРН (Ространснадзор), Росприроднадзор и другие контролирующие органы, но проблема до сих пор не решена.
5. Водолазы архангельского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» оснащены современными приборами, с помощью которых можно следить за картинкой, которую видит водолаз.
— Кроме поисковых и аварийно-спасательных работ, чем еще занимается филиал?
— Кроме несения аварийно-спасательной готовности Архангельский филиал занимается и оказанием услуг на коммерческой основе: подводно-технические работы, к которым относятся осмотры причалов в порту и прилегающей к ним акватории; осмотры подводной части корпуса судов и их винторулевого комплекса; осмотр подводной части корпусов барж, секций понтонов наплавных мостов и других плавобъектов по заказам владельцев. В процессе проведения таких осмотров, по требованию Регистра судоходства (РС) мы можем произвести замеры остаточных толщин подводной части корпусов судов специальными ультразвуковыми приборами без разрушения их лакокрасочного покрытия для определения возможности продления срока службы на определенный РС период и безопасного их использования в период плавания. Приходят заявки и на снятие намотки тросов с винтов судов, на заделку пробоин и на другие работы
Кроме этого, мы оказываем услуги по обучению моряков на УТС «Котлас» в соответствии с Международной конвенцией ПДМНВ‑78 с поправками, XI‑2 главой Международной конвенцией СОЛАС‑74, Международным кодексом по охране судов и портовых средств (ОСПС). Кроме услуг по обучению по проверке аварийно-спасательного (АСИ) и противопожарного имущества (ППИ), нашей станцией НСС оказываются услуги для судовладельцев, индивидуальных предпринимателей и частных лиц. Сюда относится проверка надувных спасательных плотов (ПСН), гидротермокостюмов (ГТК), спасательных кругов и жилетов, посадочных штормтрапов, индивидуальных дыхательных аппаратов (ИДА) различных видов, огнетушителей, пожарных шлангов и многого другого инвентаря и имущества с судов.
Все эти работы мы имеем право проводить в соответствии с выданными нам Свидетельствам и о признании Морского (РМРС), и Речного (РРР) регистров, МЧС.
6. Подготовка водолаза к погружению на борту водолазного судна «Водолаз Сазонов».
— Взаимодействуете ли с военными или северодвинскими судоремонтными предприятиями?
— Конкретно с военными взаимодействия у нас нет, а вот с предприятиями нашего региона АО «ЦС Звездочка» и «ПО Севмаш» имеются коммерческие договоры. Для этих предприятий мы выполняем работы по обучению их работников на УТС «Котлас» и проведению проверок АСИ и ППИ.
Недавно мы получили запрос от АО «ЦС Звездочка» о возможности проведения подводно-технических работ на СПБУ «Арктическая», которая строилась на этом предприятии и для которой подходит срок периодического освидетельствования СПБУ РМРС. Конечно, нам бы очень хотелось получить этот заказ и вероятность такая имеется, но в настоящее время все предприятия в соответствии с ФЗ № 44 и № 223 проводят конкурсные процедуры по выбору подрядчиков на выполнение работ. Здесь все будет определено итогами конкурса.
Кстати, мне посчастливилось работать на СПБУ «Арктическая», летом 2011 года я был сдаточным капитаном от предприятия АО «ЦС Звездочка» и выводил СПБУ в Белое море на ходовые испытания.
7. На борту водолазного судна «Водолаз Сазонов».
— Большой ли у вас флот?
— Флот в Архангельском филиале пока небольшой, суда небольшие. Есть вероятность, что в 2017 году нам выделит головная организация новое судно: мелкосидящий буксир-спасатель, который строится в Санкт-Петербурге.
Самым великовозрастным судном нашего флота является стоечное судно УТС «Котлас» 1955 года постройки, но в то же время это самое большое по размерам судно. УТС «Котлас» — это бывший грузовой пароход, реконструированный в учебно-тренажерное судно (УТС).
8. Учебно-тренировочное судно «Котлас».
— Как удается поддерживать «Котлас» в «боевом» состоянии?
— Я уже говорил, что прежде чем стать УТС, судно прошло основательный ремонт и реконструкцию на архангельском судоремонтном заводе «Красная кузница». В судовой надстройке и месте, где раньше располагались трюмы, были сделаны учебные классы, дополнительные тренажерные помещения, появилась еще одна надстройка, в которой расположены учебные классы, класс с барокамерой для обучения и тренировок водолазов, бассейн, комплекс борьбы с водой.
На УТС проводится обучение моряков борьбе за живучесть судна, имеются специальные помещения, где моряки учатся заделывать пробоины различных видов, тушить пожар, выходить из задымленных судовых помещений, использовать АСИ, ППИ и ИДА.
УТС «Котлас» находится в хорошем рабочем состоянии, ежегодно проходит, как и все суда филиала, освидетельствование РМРС подтверждающее его класс, сейчас производится покраска надстроек судна для содержания их в хорошем состоянии и поддержания соответствующего внешнего вида.
9. Флот архангельского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота».
— Вводятся ли новые учебные программы или классы?
— В самом ближайшем времени мы введем в работу новые программы обучения; электронная картография (ЭКНИС), радиолокационное сопровождение и прокладка (РЛС), средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ), документы сейчас на рассмотрении у инспектора РМРС, который даст соответствующее заключение, после чего, надеюсь, мы запустим эти программы в работу.
Год назад мы ввели в учебный процесс на УТС «Котлас» программы по транспортной безопасности в соответствии с ФЗ № 16 «О транспортной безопасности», два года назад — программы обучения в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств (ОСПС).
10. Один из учебных классов, которые расположены на борту учебно-тренировочного судна «Котлас».
— Где выполняете ремонт своих судов?
— Как и все бюджетные организации, мы работаем по 223-му закону. Поэтому мы организуем и проводим конкурс на одной из торговых электронных площадок для выбора подрядчика, затем после выбора победителя заключаем договор на доковый ремонт судна. Это могут быть СРЗ «Красная Кузница», РЭБ флота, ООО «Оптимист» и другие организации, занимающиеся ремонтом судов.
11. Водолазное судно «Водолаз Сазонов» на пути к месту предположительного нахождения затонувшей барж.
— Напоследок, расскажите, пожалуйста, о себе.
— В 1979 году поступил в Архангельское мореходное училище имени капитана В.И.Воронина, закончил мореходку по специальности судоводитель с правом эксплуатации судовых ДВС. Затем закончил ее еще раз, но уже по специальности техник-судоводитель. После учебы в мореходном училище поступил в ЛВИМУ. Всю жизнь проработал на судах Северного морского пароходства, первым моим судном был теплоход «Каргополь». Позже ра- ботал на судах серии «Механик»: «Механик Фомин», «Механик Пятлин», «Механик Тюленев», «Механик Макарьин», на теплоходе «Инженер Плавинский». Судно, на котором я пошел в свой первый рейс в должности капитана, теплоход «Павел Корчагин»
Позже я перешел работать в крюинговую компанию «Аврора» при Северном морском пароходстве, где продолжал работать в должности капитана на борту теплохода «Капитан Яковлев». В декабре 2013 года после окончания контракта мне предложили работу на берегу в ФГБУ «Морская спасательная служба» в должности заместителя директора по флоту и аварийно-спасательной работе, а после года работы я был назначен на должность директора филиала. За эти три года учреждение претерпело несколько реорганизаций и переименований, сейчас мы называемся Архангельский филиал ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота». 18 декабря исполняется три года моей работы в ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота»