Кормилец Арктики «Михаил Сомов»

В 1985 году Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев — научно-экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов» было зажато тяжелыми льдами и оказалось в дрейфе у побережья Антарктиды. 133 дня он буквально трещал по швам от постоянного сжатия льдами. За спасением судна и экипажа следила вся страна! Благодаря слаженным действиям капитана судна и спасателей — никто не пострадал и НЭС было спасено.

Сейчас «Михаил Сомов» находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Он используется для снабжения российских научных экспедиций, доставляет на заполярные погранзаставы и метеорологические станции персонал, оборудование и продовольствие, играет важную роль в проведении научных исследований арктических льдов. Подробнее о его работе и о самом судне нам расскажет его капитан Андрей Демешин.

— Здравствуйте, Андрей Анатольевич. Расскажите, где вы учились, служили и работали до прихода на должность капитана научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов».

— Проходил срочную службу в Мурманске, в частях морской пехоты. После армии учился в Архангельском рыбопромышленном колледже. Затем учился в архангельском филиале Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова.

3. Капитан НЭС «Михаил Сомов» Андрей Демешин.

— На каких судах ходили до «Михаила Сомова» и когда стали его капитаном?

— В начале карьеры посчастливилось поработать практически на всех типах судов. Контейнерный флот, балкера, на нефтеналивном флоте, на риферах возили бананы с Эквадора. В Сабетту доставлял различные грузы, когда там еще не было таких оборудованных причалов. Стояли даже по месяцу в ожидании разгрузки.

4. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» в порту Бакарица.

«Михаил Сомов» я возглавил в 2015 году и так совпало, что этот год был юбилейным и для меня, и для судна. К тому моменту был завершен первый короткий завозной рейс до Диксона и обратно. Мне предстояло совершить сложный рейс до острова Врангеля. Все прошло благополучно. Я получил благодарственное письмо от научной экспедиции АНИИ . Рейсовое задание было выполнено в полном объеме в срок. Руководство осталось довольно. Экипаж был премирован и награжден правительственной почетной грамотой. А по окончании рейса «Сомов» становился в док, предстоял средний ремонт на «Красной Кузнице».

5. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» в порту Бакарица.

— Каково было состояние судна на тот момент?

— Первое впечатление от судна было не очень хорошее. Внешне он был весь разноцветный. Надстройка белая, кругом подтеки ржавчины, палуба где-то зеленая, где-то коричневая. Где-то подкрашено другим цветом, где-то что-то подмазано. Тяжело было смотреть.

6. Вертолётная площадка.

Перед постановкой в док изучил растяжку, и она показала, что корпус, несмотря на 40-летний возраст судна, в довольно-таки хорошем состоянии, то есть обшивка корпуса еще вполне пригодна. Во время осмотра в доке никаких критических повреждений, потертостей и вмятин обнаружено не было. После осмотра судна во мне окрепла уверенность в том, что он еще поработает.

7. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов».

Было проведено промежуточное освидетельствование судна и произведен ремонт винто-рулевой группы и двигателей и грузовых устройств. Также, согласно требованиям охраны, установили систему видеонаблюдения. Но самое изменение – цвет надстройки. Долго пришлось убеждать руководство, что именно такой цвет как нельзя лучше подойдет Сомову. Но после того как судно было окрашено, всем понравился внешний вид Сомова. Ремонт Сомова был закончен и судно своевременно предъявлено инспекторам Регистра РФ и комиссии РОСГИДРОМЕТА . На борт прибыли специалисты из АНИИ которые трудились в разные года на Сомове. Оценивали качество ремонта и общее состояние судна.

8. Ходовой мостик.

По окончании последнего рейса навигации 2016 года, мне сообщили, что состоится премьера фильма Ледокол по мотивам Антарктического дрейфа «Михаила Сомова» и легендарный капитан Родченко хочет побывать на Сомове. Когда он впервые приехал, по истечении трех десятков лет, очень удивился, насколько пароход помолодел. Так же его впечатлило внутреннее состояние Сомова.

9. Ходовой мостик.

— Какие задачи выполняете во время рейсов?

— Каждый год мы делаем по два основных рейса, которые длятся примерно по два месяца и если повезет дополнительные рейсы . Первый завозной рейс, когда лед проливе Вилькитского еще не растаял, мы идем по малому кругу – до Диксона и обратно. Второй рейс – до Чукотки. Проходим большой круг до острова Врангеля и обратно.

10. Экспозиция в кают-компании.

Во время каждого рейса делаем около 40 остановок: высаживаем/забираем полярников, научных сотрудников, которые работают по всему Северному морскому пути. Также занимаемся снабжением гидрометеостанций, полярных станций и маячных служб. Завозим им провизию, топливо и другие грузы.

11. Маячные часы с маяка о. Вилькицкого, Карского моря.

— Как проходит разгрузка? Вряд ли везде есть причалы.

— Разгрузка производится с помощью вертолета. Что-то внутрь, что-то на подвески. Автомобили грузим на плавсредства, но выгрузка на плавсредства всегда требует больше времени. Погода в Арктике редко хорошая, и времени на выжидание погоды совсем нет. По этому фактор времени в Арктике важен как нигде.

12. Корабельный колокол.

— Взаимодействуете с военными?

— Ну а как, конечно! Бывают ситуации, когда спешишь с грузом, а в районе проводят стрельбы. Я не могу ждать две недели, пока они отстреляются, поэтому приходится согласовывать с ними проход и получать разрешение.

Кроме того, мы им тоже оказываем услуги. Куда-то людей отвезти, где-то груз с объектов строительства вывезти.

13. Череп мамонта.

— Вопрос про туристов, возите их?

— К сожалению, не возим. Да и не каждый турист захочет ездить на рабочем судне и наблюдать за тем, чем мы занимаемся: разгрузка, выгрузка и т.п. «Михаил Сомов» Так что на борт Сомова вы можете попасть, только если вы непосредственно являетесь полезным человеком в Арктике.

14. Находки найденные на островах Северного морского пути.

Реализация туристических рейсов возможна, но все зависит от коммерческого предложения. Плюс, вдруг потенциальный турист спланирует пройтись по Арктике, а затем высадиться, скажем, в порту Тикси, где его будет ждать самолет, — нет гарантий, что мы успеем. Моя первостепенная задача – снабжение станций. Если у меня вдруг случится какая-то задержка, то я не смогу разорваться между выполнением основной задачей по снабжению полярников и платить неустойку туристам. Единственным выходом из ситуации может быть специально организованный туристический рейс.

15. Находки найденные на островах Северного морского пути.

16.

17. Орден Трудового Красного Знамени.

— Кстати, как вы относитесь к глобальному потеплению?

— Возможно это миф. Например, у нас на родине в Архангельске потепления не наблюдается. Климат на планете меняется это явление не оспоримое. Меняются течения, магнитные полюса, происходят землетрясение, солнце остывает, магнитные бури. Разрушаются многолетние льды. Много чего происходит на нашей планете. Кто то ждет глобального потепления, кто то предсказывает новый ледниковый период, а кто то конец света.

18. Кают-компания.

19. Портрет крёстной матери «Михаила Сомова» Людмилы Васильевой и горлышко от бутылки шампанского, которое было разбито о борт судна при спуске на воду.

Иногда в разговорах с океанографами с полярных станций спрашиваю их – скоро ли Архангельск смоет, ну или что-нибудь еще подобное произойдет. Так вот, океанографы отвечают, что за 10 лет уровень воды не изменился.

20. Столовая команды.

— А как у вас дела с «Гринписом»? Не нападали?

— Нет, «Гринпис» мы не интересуем. Мы не занимаемся добычей животных и загрязнением окружающей среды. Мы как раз наоборот на страже экологии.

21. Центральный пост управления.

— Как «Михаил Сомов» преодолевает льды?

— У нас усиленный ледовый класс, но стараюсь строить маршрут так, чтоб возможности попасть в ледовый плен не было. Пользоваться услугами ледокола очень дорого. Руководство относится пониманием, если иногда приходится менять запланированный маршрут. Нет ни времени, ни средств, для героических подвигов.

22. Машинное отделение.

— Как удается поддерживать судно в таком хорошем состоянии?

— Содержание судна удовольствие не из дешевых, по окончании навигации 2017 предстоит пятилетнее освидетельствование судна и мне будет очень жаль, если средств не будет. В этом случае, эта навигация будет завершающей, а легендарный Сомов уйдет в историю.

23. Машинное отделение.

24. Машинное отделение .

25. Лаз в сухой отсек из мастерской. Там наблюдали сжатие корпуса во время дрейфа.

26. Научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов».

Андрей Андреевич, спасибо Вам за интервью и будем надеятся, что средства на освидетельствование и ремонт судна найдутся и он ещё не раз отправится в Арктику! Легенда должна быть сохранена.

Если вы хотите поддержать блог — нажимайте на рекламный банер под этим текстом, регистрируйтесь и вливайтесь в мир боевых кораблей!

 

Кормилец Арктики «Михаил Сомов»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *