Самый крупный, самый мощный, самый северный
Северодвинский «Севмаш» считается первым по многим показателям. Первая атомная подводная лодка Советского Союза, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка — всё это было построено на северодвинском предприятии.
Сегодня завод проводит масштабное переворужение подводного флота страны. На его стапелях ведётся строительство атомных подводных лодок четвёртого поколения проекта «Ясень» и «Борей», а также проходит модернизацию крупнейший в мире крейсер — «Адмирал Нахимов».
Недавно я начал серию интервью с директорами судостроительных предприятий Архангельской области. Первым персонажем стал директор судоремонтного предприятия «Красная Кузница» — Николай Васьков. Сегодня мы беседуем с директором крупнейшего в России судостроительного предприятия «Севмаш» — Михаилом Будниченко.
— Михаил Анатольевич, на выполнение каких заказов предприятие сосредоточится в ближайшее время, в частности в 2016-2017 гг.?
— Три года назад, завершив гражданские проекты — строительство и ввод в эксплуатацию уникальной морской ледостойкой платформы «Приразломная», строительство мега-яхт и модернизацию авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии, «Севмаш» сосредоточился только на одной — основной и главной своей задаче: создании группировки атомных подводных лодок 4 поколения проектов «Ясень» и «Борей». Отмечу, что, несмотря на конверсионные направления деятельности предприятия, выполнять программу гособоронзаказа мы не прекращали даже в самые трудные времена. Именно поэтому сегодня уже четыре АПЛ проектов «Борей» и «Ясень»приняты в состав Военно-морского флота и успешно себя проявили в деле. На стапелях продолжается строительство других кораблей этих проектов. На АПЛ «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск», «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» работы ведутся в соответствии с графиками, утвержденными Министерством обороны РФ. В этому году приступим к строительству еще двух кораблей.
— Как можно оценить уровень кадровой обеспеченности предприятия? Какова потребность в привлечении рабочих и специалистов?
— В целом кадровая обеспеченность удовлетворительная, но есть дефицит квалифицированных специалистов, в первую очередь основных судостроительных профессий. До конца 2016 года необходимо дополнительно набрать около тысячи электросварщиков, сборщиков КМС, газорезчиков, станочников по холодной обработке металлов, слесарей-монтажников и рабочих других основных специальностей. Кроме набора рабочих кадров со стороны, решаем проблему и собственными силами. Севмаш получил бессрочную лицензию на профессиональную подготовку и дополнительное образование. Согласно этому документу мы можем готовить рабочих любой профессии и повышать квалификацию специалистов. В цехах постоянно проходят производственное обучение от 200 до 600 работников по профессиям, наиболее востребованным в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Кроме того, у нас ежегодно проходят практику до 200 учащихся базового училища – теперь это «Техникум судостроения и машиностроения» – и до 50 студентов иных учебных заведений.
2. Атомная подводная лодка проекта 955 «Владимир Мономах»
— Михаил Анатольевич, какие условия созданы для молодых сотрудников для профессионального роста, образования?
— Во-первых, в Северодвинске удалось сохранить систему подготовки рабочих и инженеров для судостроения, которая сформировалась еще в СССР. Тогда в одной связке работали производственное училище, техникум и вуз. Сегодня подготовку рабочих и мастеров осуществляют Техникум судостроения и машиностроения (ТСиМ) и технический колледж филиала САФУ. Кстати, ТМС исторически является базовым учебным заведением для «Севмаша», ежегодно выпуская до двухсот квалифицированных сварщиков, сборщиков и монтажников. Высокий уровень подготовки подтверждается победами в городских и областных конкурсах профмастерства.
Во-вторых, подготовка инженерных кадров также ведется системно. Её обеспечивает Институт судостроения морской арктической техники («Севмашвтуз»). В советское время это был филиал Ленинградского кораблестроительного института, а сегодня институт входит в состав Северного Арктического Федерального университета – крупнейшего вуза Поморья. Здесь отлично зарекомендовала себя система «завод-втуз»: теоретическое обучение студентов ведется без отрыва от производства.
В-третьих, у рабочих и специалистов «Севмаша» есть возможность проходить обучение и повышать квалификацию непосредственно на предприятии, в учебном центре при отделе технического обучения. Но для решения кадровой проблемы мало просто подготовить специалистов и рабочих – нужно обеспечить им комфорт и вне стен завода. Этот комплекс мер мы условно называем «Программы «Три Д», то есть достойная зарплата, доступное жилье, досуг на современном уровне. Эти составляющие легли в основу кадровой политики предприятия.
3.Закладка атомной подводной лодки «Император Александр III»
— Недавно состоялась закладка нового жилого дома для работников предприятия. Расскажите об этой инициативе завода, о социальной политике «Севмаша»…
— 14 июля в районе улицы Набережная реки Кудьма состоялась закладка пятого жилого дома, который «Севмаш» построит для своих работников. В 2012 году мы приняли решение о строительстве многоквартирных домов для корабелов на основе долевого участия за счёт средств предприятия и работников. Всего в рамках «Программы жилищного строительства ОАО «ПО «Севмаш» на период 2012-2020 гг.» планируется построить 13 домов. В 2013 году ключи от квартир первого нашего дома корабелам лично вручил вице-премьер российского Правительства Дмитрий Рогозин. Отмечу, что стоимость квадратного метра жилплощади в таких домах ниже рыночной. «Севмаш»частично компенсирует своим работникам расходы, связанные с уплатой процентов по ипотечным кредитам.
Кроме того, большое внимание уделяем социальной сфере. Заводчане могут поправить здоровье в санатории-профилактории «Севмаш», в двух пансионатах на Черноморском побережье. Для корабелов работают спортивные объекты ФОК «Севмаш», к их услугам – Дом Корабела и Дом техники. Мы понимаем, что в современных условиях надо не только эффективно использовать опыт уже состоявшихся специалистов, но и создавать условия для карьерного и профессионального роста молодежи, поэтому молодежной политике уделяем серьезное внимание.
Молодые специалисты ежегодно представляют «Севмаш» на престижных научно-технических конференциях, занимаются рационализаторской и изобретательской деятельностью, участвуют в городских благотворительных акциях. Мы также понимаем, что воспитывать патриотизм, уважение к рабочим профессиям нужно с малых лет. Поэтому профориентационную работу начинаем вести уже с воспитанниками детских садов, затем школ. Занятия, открытые уроки, семинары, экскурсии на завод проводят молодые инженеры Севмаша. В нескольких райцентрах Архангельской области создали «Классы Севмаша». В северодвинском лицее действует «Школа инженеров», программа которой разработана специалистами «Севмаша» совместно с педагогами учебного заведения. Авторы этого проекта стали лауреатами Ломоносовской премии.
Весь этот комплекс мероприятий нацелен на решение важной задачи – обеспечить «Севмаш» кадрами, необходимыми для успешного выполнения Государственной программы вооружений в части создания и развития атомного подводного флота России.
4.Закладной кирпич дома для корабелов Севмаша
— Продолжается ли программа модернизации судостроительных мощностей?
— Современные атомные подводные корабли становятся все более технологически сложными, в связи с этим на предприятии необходимо обновлять оборудование, внедрять новые технологии. Модернизация мощностей завода выполняется в рамках федеральных целевых программ, рассчитанных до 2020 года. Обновление идет по всем направлениям: от закупки нового сварочного оборудования, замены станочного парка в цехах до создания транспортно-передаточного комплекса, который позволит внедрить новую схему транспортировки крупных конструкций. Ведется техперевооружение испытательно-сдаточного, машиностроительного производств. В этом году приступим к модернизации литейного производства. Изменения происходят интенсивно, «Севмаш» меняется буквально на глазах.
— В СМИ проходила информация, что наши крупнейшие боевые корабли «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» будут ремонтироваться на «Севмаше». Это соответствует действительности?
— По направлению ремонта надводных кораблей Министерство обороны поставило перед Севмашем задачу выполнить работы на корабле пр. 11442М. Это масштабная работа, но для нас не новая — первым надводным кораблем, проходившим ремонт и модернизацию на предприятии, был авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», переоборудованный в корабль другого проекта — авианосец для Военно-морских сил Индии. Будут ли на «Севмаше» ремонтироваться крейсеры «Адмирал Кузнецов» и «Петр Великий» – компетенция Министерства обороны РФ, как заказчика.
— Как идет ремонт корабля проекта 11442М?
— «Севмаш» выполнил корпусные работы: дробеструйную очистку, грунтовку, завершил дефектацию корпуса. Она не выявила больших проблем. В этом году будут заключены договоры на поставку оборудования для проведения дальнейших работ. В ремонте корабля задействованы сотни предприятий. В таких проектах от всех участников, включая проектанта и поставщиков, требуется понимание общей задачи и ритмичное выполнение своего фронта работы.
6.Модернизация тяжелого ракетного крейсера проекта 1144 «Адмирал Нахимов»
— Планируется ли на Севмаше строительство АПЛ пятого поколения?
— Идти не в ногу со временем, а на шаг впереди — таков подход отечественной науки и промышленности. Поэтому совершенствование проектов атомных подводных лодок — одна из ключевых задач санкт-петербургских конструкторских бюро «Рубин» и «Малахит». А завод — строитель всегда должен быть готов выполнить новую задачу, обозначенную конструкторами. Для этого мы сейчас и проводим техническое перевооружение предприятия, чтобы предприятие готово было к новым вызовам времени.
7. Атомная подводная лодка проекта 885 «Северодвинск».
— Михаил Анатольевич, недавно состоялось годовое собрание акционеров предприятия. Каково финансово-экономическое состояние «Севмаша»?
— Прошлый 2015 год «Севмаш» завершил с положительными результатами по всем показателям и с очень хорошей динамикой. В первую очередь отмечу, что предприятию удалось покрыть убытки прошлых лет в полном объеме и получить прибыль. По итогам предыдущей деятельности Севмаш в 2012 году находился в убытке, который составлял более 8,4 млрд рублей. С тех пор мы предпринимали различные меры по оздоровлению предприятия, выходу из создавшейся финансовой ямы. Проводилась большая планомерная работа по увеличению доходов, повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции и многое другое. И сегодня мы видим результат этой работы. По итогам 2015 года нам удалось ликвидировать накопленный за предыдущие годы убыток и получить прибыль в размере 1,8 млрд руб.
За четыре года мы существенно повысили заработную плату: если в 2012 году она составляла 32,4 тыс. рублей в месяц, то в 2015 году — уже 53,6 тыс. руб.
Наиболее яркие показатели работы предприятия в 2015 году таковы: только за год рост объемов производства составил 23,1 %, выручка увеличилась на 21,4 %, выработка работника – на 15,8%, чистая прибыль – в 2,2 раза. Также предприятие нарастило собственные активы – по итогам прошлого года они составили 33,6 млрд. руб . А это в 2,8 раза больше уставного капитала Севмаша. Все это говорит об устойчивом финансовом положении предприятия и значительном потенциале для его дальнейшего развития.
Олег Кулешов