Железнодорожный «Севмаш»

Датой рождения железнодорожного цеха №21 «Севмаша», а тогда завода №402, принято считать 16 сентября 1940 года. Тогда в составе цеха, помимо нескольких паровозов и десятка вагонов, был и гужевой, и автомобильный, даже водный транспорт.

Сейчас общая протяженность железнодорожных путей «Севмаша» составляет 47 километров, на смену паровой тяги пришли современные тепловозы, вырос и вагонный парк. Впрочем, история и развитие железнодорожного цеха «Севмаша» связаны и с историей строительства самого Северодвинска.

Первые строители будущего гиганта отечественной промышленности – шестьдесят юных парней и девчонок – высадились у стен Николо-Карельского монастыря 18 июня 1936 года. Следом за колесным пароходом «Иван Каляев», который доставил строителей, пришли несколько буксиров с баржами с материалами и инструментами. И за первые четыре месяца стройки в суровых условиях юные комсомольцы проложили более 50 километров железнодорожного полотна до Архангельска, куда с ноября 1936 года шли составы с грузами для будущего завода. А 1 апреля 1937 года ВЦИК отнес населенный пункт при заводе №402 к категории рабочих поселков под названием Судострой.

Интересный момент, вплоть до 1964 года железной дороги в самом Архангельске не было. Ж/д ветку к городу подвели еще в 1898 году, но, из-за того, что через Северную Двину не было моста, вся инфраструктура и городской вокзал располагались на противоположном берегу. В летнее время функционировала паромная переправа, зимой – ледовая. Кстати, так перевозили грузы, которые приходили сюда по ленд-лизу. Для справки, за все время полярных конвоев портовики Архангельска обработали более 60 тыс вагонов, приняли и отправили около 1 млн тонн военных грузов.

В период ледостава сухопутной связи Архангельска с большой землей не было вообще. Только после строительства, так называемого, старого моста, железная дорога появилась в самом городе, а спустя год там появился и городской вокзал.

4. Памятник «Полуторке», «Севмаш».

Но вернемся к Северодвинску. Одна из основных достопримечательностей города, которая отражена во всех путеводителях и справочниках – Кудемская узкоколейная железная дорога. Многие называют ее самой красивой узкоколейкой в России. К тому же, это полноценный вид пассажирского железнодорожного транспорта, что является довольно редким случаем в современной России. Узкоколейка соединяет станцию Водогон, расположенную на западной окраине города, с поселками Белое Озеро и Палозеро. По всей Архангельской области пока работают 12 узкоколейных дорог, но транспорт это умирающий. Специалисты прогнозируют, что к 2020-2025 году практически все они исчезнут.

5. Железные дороги «Севмаша».

Сейчас общая протяженность железнодорожных путей на «Севмаше» 47 километров, из них в первой промышленной зоне 31 км, во второй – 15 км. В промзоне №2 расположено основное складское хозяйство: склады стали, оснастки, всего оборудования находятся там. Плюс в цехе №19 проложено еще 930 метров путей.

6. Путевая техника железнодорожного хозяйства «Севмаша».

Основной тяговый парк предприятия – 7 промышленных тепловозов (ТГМ-4А , ТГМ-4Б, ТГМ-4Л), 10 железнодорожных кранов (КЖ- 662 г/п 32 т, ЕДК-500 г/п-80 т и ЕДК-300 г/п-60 т производства ГДР), которые используется и для грузоподъемных операций на предприятии, 2 снегоочистителя марки СДПМ-2, СДП.

7. Путевая техника железнодорожного хозяйства «Севмаша»

На шести тепловозах «Севмаша» установили электронные комплексы сбора и регистрации данных КПД-3ПА, для того, чтобы техника могла выходить на пути общего пользования.
Краны марки (КЖ-662)

8.Депо «Севмаша».

Есть свои спецсредства для обслуживания путевого хозяйства: путеремонтная машина ПРМ-3М, универсальная машина для смены шпал – МСШУ-4, грузовая дрезина ДГКУ-2417. Вагонный парк состоит из 217 вагонов разных типов: и открытые полувагоны, и вагоны-цистерны, вагоны-самосвалы для вывоза производственного мусора, крытые вагоны и т.д.

9. Памятник паровозу.

Модель паровоза, изготовленная силами работников в 2011 году. Все детали и узлы модели собраны из действующего подвижного состава, со списанных вагонов, платформ. Отдельные вещи, такие как прожектор, от настоящего паровоза.

10. Тепловоз ТГМ-4А «Севмаша».

Главный маневровый район с приемо-отправными путями. За границей предприятия начинается подъездной путь с выездом на станцию Северодвинск. Здесь формируются составы для отправки в промзону №2.

11. Путевая техника железнодорожного хозяйства «Севмаша».

Депо «Севмаша» построено было в 1967 году. С тех пор оно неоднократно реконструировалось и модернизировалось.

12. Депо «Севмаша».

Здание рассчитано на 4 стойла, одновременно здесь могут обслуживаться до 8 единиц подвижного состава, тепловозы, железнодорожные краны и вагоны.

В основном пролете депо ведутся все виды ремонтных работ: ТР1, ТР2, ТР3 тепловозов, ж/д кранов, и всего подвижного цеха №21. Кроме того, в здании находятся отдельные помещения для диагностики и ремонта топливной аппаратуры, имеется свой небольшой станочный парк, склады запчастей и расходных материалов.

Потенциально техническая база депо позволяет проводить любые виды ремонтов тепловозов вплоть до капитальных при наличии лицензии.

13. Путевая техника железнодорожного хозяйства «Севмаша».

В 2005 году «Севмаш» получил лицензию на подготовку работников железнодорожного профиля: машинистов и помощников машинистов тепловозов, составителей поездов, монтеров пути. Предприятие фактически выступает в роли техникума. Молодежи в железнодорожном хозяйстве с тех пор прибавилось заметно.

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *