Четверть века на рынке судовой арматуры
Сегодня многие уверены, в России нельзя вести малый и средний бизнес, что у нас этот сегмент намеренно притесняют и усложняют ему условия для ведения дел. «ТРИТМЭНТ» — производитель судовой арматуры с 25-летним опытом и прекрасный пример, подтверждающий, что малый и средний бизнес в нашей стране возможен. О том, как появилась компания, как она развивалась с чистого листа, как налаживала собственное производство, корреспонденты портала Korabel.ru поговорили с Константином Шумилиным, председателем совета директоров ГК «ТРИТМЭНТ».
Кстати, сегодня ГК «ТРИТМЭНТ» — один из основных налогоплательщиков Шлиссельбурга, а Константин Иванович, помимо того что является успешным руководителем предприятия, еще и занимает должность советника главы Кировского района Ленинградской области.
— Константин Иванович, давайте вернемся в прошлое: 25 лет назад, постперестроечное время. Тогда судовую арматуру получали с завода «Знамя Октября», с «Аскольда», некоторый процент с завода «Знамя Труда», какие-то позиции закрывали другие предприятия. Существовали гранды, работали КБ. А в начале 90-х на этот рынок ворвалась компания «ТРИТМЭНТ». С чего все началось?
— Компания начала свой путь не со сбыта судовой арматуры. Нас было трое бывших работников Выборгского СЗ, мы специализировались на изготовлении и поставке экологического, природоохранного оборудования. Запчастей катастрофически не хватало, поэтому мы наладили поставки расходных запчастей — блоков электродов флотатора, каогулятора и других агрегатов — и поставляли их пароходствам и судостроительным заводам.
— Широко известны вы стали как поставщики клапанов и задвижек. И условно говоря, клапаны, краны, задвижки, в том числе и серии ЗМ (Завод им. Молотова — прим. редакции), которые традиционно приходили со Школьного переулка — Завода «Знамя Октября», вдруг стали поставляться с торговым знаком «ТРИТМЭНТ».
— В 90-х на складах заводов, пароходств, на флоте хранилось достаточное количество арматуры. Мы решили этим воспользоваться, но для того, чтобы ею можно было комплектовать суда и корабли, необходимо было провести реновацию-ревизию, ремонт, замену отдельных узлов и деталей, провести испытания. Предприятие было освидетельствовано Регистром и сертифицировано на проведение под надзором Регистра данных видов работ, о чем был получен Сертификат Соответствия Предприятия. Затем был проведен комплекс мероприятий необходимых для признания предприятия изготовителем и получением разрешения на производство и аккредитацию в Министерстве Обороны РФ. Так мы шаг за шагом вышли на производство. Сначала занимались чисто сборкой, сейчас же имеем цикл производства за исключением собственного литья.
2. Продукция компании «ТРИТМЭНТ» / Корабел.ру.
— С чего начался выпуск собственной судовой арматуры?
— В 2005 году для расширения нашего предприятия мы решили приобрести здание, где сейчас располагается наше производство. Раньше здесь планировалась промплощадка Невского ССЗ — машиностроительный цех с участком точного литья, оснащенная 20-тонными кранами. В начале нулевых, переживая трудные времена, завод продал этот цех. Всю территорию занимало одно здание из облегченных панелей в 5 тыс кв. м. После экспертизы сооружения, компания провела огромный объем работ по реконструкции, по строительству инфраструктуры и обшивке здания. После этого «ТРИТМЭНТ» приступил к производству клапанов и задвижек.
Азамат Нурметов, токарь 5-ого разряда испытательного участка:— На предприятии работаю с июня 2008 года. Начал свой путь строителем, а позже, когда запустилось производство — стал слесарем механо-сборочных работ. Сегодня я — слесарь 5-ого разряда на испытательном участке, который строился, обновлялся, расширялся и модернизировался на моих глазах. Нашей компании и дружному коллективу, где научился многому, хочу пожелать дальнейшего процветания!
— «ТРИТМЭНТ» ориентирован на военную промышленность или на гражданский рынок?
— Из нашего общего сбыта, поставки на гражданский флот занимают 10-15%. Поэтому мы больше ориентированы на военпром.
— Центральным материалом прошлого номера журнала www.KORABEL.RU является обзор и анализ гражданского судостроения за период с 2000 по 2015 год. За это время только танкеров и сухогрузов на российских верфях построено около 300 единиц. Это по 20 пароходов в год. Напрашивается вывод, что при таком объеме и «ТРИТМЭНТ» мог бы полноценно заполнить своей продукцией этот рынок гражданского судостроения.
— Наша компания работает в текущих условиях, со всеми их плюсами и минусами. Сегодня отечественные заводы для коммерческих заказов закупают арматуру, изготовленную по стандартам DIN, так как она дешевле, хоть и менее надежна.
3. Продукция компании «ТРИТМЭНТ» / Корабел.ру.
— Построено 300 единиц флота за 15 лет. Это колоссальное количество оборудования, запчастей, а также судовой арматуры. Напрашивается вывод: отечественные предприятия не могут конкурировать с зарубежными компаниями по качеству и цене продукции.
— Я совершенно четко скажу, что не могут. К примеру, клапаны по стандартам DIN идут потоком, осуществляются поставки по всему миру очень большими сериями. Российское судостроение представляет 1% от общемирового. Всемирная торговая организация производит колоссальный объем арматуры, это обуславливает низкие цены на продукцию. Поэтому судостроительным заводам дешевле приобрести зарубежные задвижки и краны, нежели у отечественных предприятий, которые не имеют крупносерийного производства, ведь оно априори дороже массового продукта.
— 20 судов в год — мало. Где точка безубыточности: 100 судов хватит для работы на рынке гражданского судостроения?
— Честно говоря, мы не считали достаточное количество судов. Наша компания старается поставлять заказчику все комплектом, но чтобы это сделать, необходимо либо освоить производство каких-то конкретных позиций, либо входить в кооперацию с компаниями, кто специализируется на производстве подобных позиций. Оба пути имеют свои подводные камни. Это дело довольно хлопотное, очень трудоемкое и затратное.
Наталья Пресникова, начальник ОТК:
— Моя трудовая карьера в «ТРИТМЭНТ» началась в начале 2010 года с ознакомления и изучения технической документации и требований к качеству выпускаемой продукции. Сейчас я занимаю должность Начальника ОТК, где мы трудимся вчетвером. Цель работы нашего отдела — выпускаемая арматура всегда должна поставляться качественной, работоспособной и конкурентоспособной. И это наша общая заслуга, что сегодня наша продукция достойно конкурирует на рынке, даже с импортными клапанами. От себя желаю «ТРИТМЭНТ» процветания и благодарю Константина Ивановича Шумилина за создание современного, высокотехнологичного предприятия.
— К примеру, сегодня на теплоход, построенный на «Красном Сормово», поставили польскую арматуру, голландские фонари, финские колонки, и тд. Все это зарубежное. Судно отрабатывает пять лет и встает на ремонт. У компании есть выбор: идти на судоремонтный завод в Ростове-на-Дону или на Канонерский СРЗ и за каждую позицию биться с таможней месяцами или плюнуть и уйти в Эстонию, Турцию, Румынию. Так ведь мы закладываем бомбу под судоремонт.
— У нас нет цели бросать и не поставлять для гражданского судостроения нашу продукцию. Так, «ТРИТМЭНТ» в очередной раз получил сертификат в Морском регистре, уже сертифицирован в Речном. Мы осуществляем поставки на завод «Волга», ему же помогаем с замороженным заказом: наша компания проверила высланную нам арматуру, провели ревизию, реновацию, испытания, что-то пришлось выбраковать, а затем отправили в виде качественных клапанов и задвижек. Также поставляем в Навашино и в Сосновку. Немного, конечно, но поддерживаем связь. Помимо этого «ТРИТМЭНТ» способствует развитию малого судостроения. Здесь, в Кировском районе компания строит алюминиевые катера. По объемам производят меньше, чем «Озерная верфь», но все равно стараемся помогать. Порой выполняем даже невыгодные заказы: на нашем производстве есть гидроабразивный станок, и мы режем детали поштучно. Так, благодаря нам, они могут строить катера и другую продукцию.
4. Испытательный участок компании «ТРИТМЭНТ» / Корабел.ру.
— Что отличает ваше предприятие от конкурентов?
— Мы заказали проект и построили совместными усилиями с компанией «Маштест» в подмосковном Королеве стенд для испытаний ВВД. «ТРИТМЭНТ» поставляет все клапаны по документации «Армаса» и «51 ЦКТИ судостроения и судоремонта», в том числе и арматуру высокого давления.
— Ведется ли сегодня разработка новой арматуры? Поступают ли заказы на новую арматуру?
— Сегодня «ТРИТМЭНТ» занимается производством и поставкой клапанов, кранов и задвижек по проектам, разработанным в 60-70 годах. Возможно, разработки и ведутся, но мы как производители получаем заказы на стандартную, всем знакомую продукцию. Хотя, возможно, можно выделить шаровые краны. По-моему, это самое прогрессивное, что есть в арматуре.
— Участвует ли «ТРИТМЭНТ» в гражданском строительстве и химической промышленности?
— Сегодня «ТРИТМЭНТ» работает только в судостроении, кораблестроении и судоремонте. Безусловно, мысли были про нефтяную отрасль с нефтепроводами, про атомную энергетику и просто энергетику. Ведь везде задвижки нужны. Но на самом деле, свое поле еще далеко непаханое.
5. Виктор Сенюшкин, токарь 6-ого разряда компании «ТРИТМЭНТ» / Корабел.ру.
Виктор Сенюшкин, токарь 6-ого разряда:
— Я пришел в компанию токарем 6-ого разряда в 2010 году, имея за спиной большой опыт: много времени работал за станком и занимался обучением токарей. Каждый день мы стараемся улучшать качество судовой арматуры, совершенствуя технический процесс. В честь юбилея я желаю «ТРИТМЭНТ» процветания, оставляя за собой всех конкурентов!
— Сколько сотрудников насчитывает компания?
— Сегодня в ГК «ТРИТМЭНТ» работают 150-160 человек. Из них около 60 ППР (прямых производственных рабочих — прим. редакции). Помимо этого — менеджеры по продажам, диспетчеры, снабженцы, бухгалтеры и т.д . Также в нашем составе есть строительная группа, которая, к слову, и занималась благоустройством территории, где базируется производство «ТРИТМЭНТА».
— Какие имеете планы на будущее в рамках развития производства?
— Сейчас мы приступили к строительству литейного участка, но ввиду кризиса приостановили. Сегодня закончен только первый цикл строительства литейного цеха.
— А с чем связана попытка создать собственное литейное производство: недостаток литейных мощностей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области или желание самих себя полноценно обеспечивать?
— Наша компания ведет строительство литейного участка не для увеличения прибыли, а для оперативного реагирования на запросы рынка, на желания заказчиков, чтобы повысить нашу конкурентноспособность. Обратиться к литейным предприятием со штучным заказом практически невозможно, а с собственным литейным цехом мы сможем оперативно обрабатывать свои же нужды.
— Сегодня «ТРИТМЭНТ» имеет финансовый поток с военных заказов, но ведь госпрограмма к 2020-25 году закончится. Что планируете делать дальше?
-Процесс модернизации бесконечный. Конечно, финансирование хромает. Но государственная поддержка есть, хоть и с задержками. Весь мир переживает сложное время, не только наша страна. В этом году государство обратило внимание на развитие гражданского флота. Созданы целые программы по строительству рыбопромысловых судов, пассажирских теплоходов, и мы надеемся, что намеченные цели будут достигнуты, и «ТРИТМЭНТ» сможет принять активное участие в этом. Нам исполняется 25 лет, и мы продолжим развиваться в производственном направлении — завершим литейный участок. Впереди много работы, но останавливаться не в наших планах.
Если вы хотите поддержать блог — нажимайте на рекламный баннер под этим текстом, регистрируйтесь и вливайтесь в мир боевых кораблей!
<