Алексей Рахманов: о долгах и недостроях
Один из самых частых гостей нашего «Вахтенного журнала» — Алексей Рахманов. Сегодня у нас очередная порция тезисов от Алексея Львовича, из которых мы узнаем о всех последних новостях нашего кораблестроения и судоремонта.
Полное интервью опубликовано агентством ТАСС 4 июля.
О сложностях минувшей пятилетки
Глава ОСК сетует о самом сложном, о необходимости отвечать по старым долгам, по известным долгостроям.
По его словам, львиная доля усилий этой пятилетки была сосредоточена на закрытии известных «долгостроев»: фрегат «Адмирал Горшков», большой десантный корабль «Иван Грен» и фрегат «Адмирал Григорович». Это корабли, как выразился Алексей Львович, с непростой историей, главной причиной которой является недостаток финансирования в конце 1990-х и начале 2000-х годов.
Он рассчитывает, что в этом году «грехи прошлого» будут закрыты — проекты, которые копились последние 15 лет, реализуются.
О сложностях в общении с военным ведомством
Как утверждает Рахманов, флот хочет не только строгого соблюдения графика, но и того, чтобы все системы — корабельные, оружие, связь — работали идеально. За исправность вооружения ОСК не в ответе, поскольку на него оформлены отдельные контракты МО. Поэтому глава корпорации предлагает компромисс в виде сдачи кораблей в опытную эксплуатацию, после которой они смогут войти в состав флота.
Об отношении МО к опытной эксплуатации кораблей
По этой теме Алексей Львович выразился ясно и понятно — если на корабле много опытно-конструкторских работ, то уже по умолчанию должна быть опытная эксплуатация, особенно когда «разнотипье» диктует положение дел на рынке кораблей.
Об унифицировании разнотипных кораблей
По словам президента корпорации, большое количество разных проектов появляется из-за того, что научная мысль не стоит на месте и происходит выбор концепции. На этом теряется драгоценное время. Сейчас идет разработка систем, которые могут применяться в том числе и на современных авианосцах.
В качестве примера работы по новым системам была приведена модификация новых разгонных систем для авианосцев.
О возможной задержке ремонта авианосца «Адмирал Кузнецов»
Если военные не будут предлагать решений, требующих ухода в «длинные» НИОКРы, и все будет в русле проверенных технологических решений, то все работы завершатся в назначенные сроки.
Алексей Львович отметил, что в ближайшее время будет закрыт перечень частных технических заданий, которые, по сути, завершат формирование нового технического облика этого корабля.
О заключительных испытаниях фрегата «Адмирал Горшков»
Глава ОСК выразил уверенность, что флаг на нем можно поднять в ближайшие недели, если испытания успешно завершатся. За минувшую зиму на «Горшкове» были по возможности исправлены все технические недочеты, плюс проведено сервисное обслуживание механизмов.
Об остальных представителях проекта 22350
Задержка со сдачей головного корабля всегда автоматически сдвигает поставку второго («Адмирал Касатонов») месяцев на восемь. Поэтому, признал Рахманов, теперь ОСК ориентируется на октябрь-ноябрь 2019 года.
После их передачи на следующие корабли будут установлены силовые установки компании «Сатурн».
О «Лидере»
Работы по «Лидеру» не прекращаются.
О передаче серии «Бореев» и «Ясеней» в срок
Все сроки будут выдержаны. В данный момент заканчиваются самые тяжелые работы, связанные с электромонтажем, на подводных лодках «Князь Владимир» и «Казань». Идет подготовка к испытаниям.
О «Борее-Б»
Завершено концептуальное проектирование «Борея-Б».
О задержке с строительством подлодок проекта «Лада»
В случае с «Ладой» Алексей Львович отметил, что это типичный пример, когда лучшее — враг хорошего. Главная причина переноса сроков сдачи — это электрические двигатели, по которым остаются вопросы.
Обиспытаниях воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для неатомных подлодок
В данный момент идут испытания на стенде. Следующий этап — испытания на воде. Но информации о сроках пока нет.
О заводе «Красные Баррикады»
В данный момент, по словам Рахманов, завод не существует как бизнес-единица. Он находится в конкурсном производстве и продается как имущественный комплекс. Коллектива нет, остались долги по заработной плате.
Дальше компании вроде ОСК должны заходить на этот объект, брать площадку в управление, а мощности выкупать или брать в аренду. Осталось договориться об условиях, на которых реально возродить производство, отметил Алексей Львович.
О Севморзаводе
Севморзавод, по словам президента корпорации, взялся за строительство двух плавучих кранов, и этот заказ позволит ему увереннее встать на ноги. Параллельно планируется развитие на заводе судоремонтного направления.
О ремонте на крымских заводах подлодок 636 проекта и фрегатов 11356.
Начиная с 2023 года будет приличный объем работ по обслуживанию кораблей Черноморского флота.
О сотрудничетво с «Дагдизелем»
Глава ОСК не скрывает, что корпорация хотела бы оставаться поставщиком Каспийской флотилии для выполнения судоремонтных работ. Если завод перекочует на территорию Дагестана, это не может не сказаться на каспийских активах ОСК.
О заводе «Лотос»
С заказами у предприятия все в порядке: идет строительство круизного судна PV300, стоят на достройке два химовоза, а также, сообщил Алексей Львович, ведутся работы по двум небольшим круизникам — колесным пароходам «Золотое кольцо».
Об «Arctech Helsinki Shipyard»
С учетом того, что сделка по продаже пройдет в форме обмена акциями, сумма имеет весьма условное значение.
О новых ледоколах ЛК-60
Заказов на строительство новых ледоколов нет, но, отметил Рахманов, есть понимание, что четвертый и пятый ЛК-60 были бы востребованы на трассах Севморпути. Кроме того, идет выбор площадки под строительство «Лидера», которых возможно будет два.
О строительстве «Лидера» в Санкт-Петербурге
В данный момент, отметил глава ОСК, идет реконструкция «Северной верфи», где появится стапельное место для кораблей-гигантов. Однако строить такие сооружения ради одного «парохода» экономически неэффективно. Так что вопросы по месту строительства пока остаются.
В то же время Рахманов убежден, что строить ледокол за пределами центральной части страны, где расположена вся кооперация, нелогично. Строительство производственной базы на Дальнем Востоке сделает проект не просто дорогим, а «бриллиантовым», подытожил Алексей Львович.