Уникальные манёвры атомохода «Юрий Долгорукий»

Буквально несколько недель назад в российской части Арктики проходили уникальные манёвры Военно-морского флота РФ. Новейший ледокол Северного флота «Илья Муромец», построенный на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге и переданный флоту в ноябре 2017 года, в рамках ледовых испытаний совершил первую проводку атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» из Баренцева в Белое море.

Чуть менее месяца назад состоялось ещё одно масштабное событие — экипаж головного атомного подводного ракетного крейсера проекта 955 «Юрий Долгорукий» под командованием капитана 1 ранга Владимира Ширина впервые в истории успешно выполнил залп из четырёх баллистических ракет морского базирования «Булава» по полигону Кура на полуострове Камчатка. Накануне этой операции нам удалось встретится с командиром атомохода «Юрий Долгорукий» Владимиром Шириным и задать ему несколько вопросов.

— Владимир Викторович. Какой путь Вы прошли, перед тем как стать командиром новейшего атомного подводного крейсера?

Я всегда хотел быть военным, как отец. Он окончил военно-морское училище, но на флот не попал из-за хрущёвских реформ и всю жизнь служил в ПВО. Я родился и вырос в Баку, а там было два училища: военно-морское и сухопутное общевойсковое. Конечно, романтика седого Каспия сыграла свою роль при выборе будущей профессии. Я поступил на штурманский факультет.

Когда пошло освоение специальности, со всего курса в отдельный класс были собраны отличники и хорошисты для освоения новых навигационных комплексов подводных лодок. Так я попал в подводники. Во время учебных стажировок я побывал на всех флотах, кроме Балтийского, а распределение получил на Тихоокеанский.

За четыре года офицерской службы я дорос до помощника командира подводной лодки и отправился на 11-месячные курсы повышения квалификации — высшие офицерские классы в Санкт-Петербурге. Пока грыз гранит науки, мой крейсер с подачи американских «друзей» был отправлен на иголки. Время было такое. Вскоре, капитан-лейтенантом, прибыл на Северный флот, где получил должность старшего помощника командира атомного подводного крейсера стратегического назначения по боевому управлению. Потом стал «чистым» старпомом – первым заместителем командира крейсера проекта 667 БДРМ, а в 2003 году возглавил экипаж строящегося головного корабля нового – четвёртого поколения.

Выход АПЛ «Юрий Долгорукий» в Белое море для стрельбы «Булавой»

— Владимир Викторович, у Вас имеется опыт службы на двух совершенно разных проектах атомоходов стратегического назначения. Возможно ли их сравнить между собой и узнать какой лучше?

— Сравнивать 667БДРМ и 955 «Борей» достаточно сложно. Это не просто разные проекты подводных крейсеров, выполняющих одинаковые задачи, это — разные поколения кораблей. Как можно сравнить современный автомобиль и тот, что выпускался 40 лет назад? Для своего времени он был хорош, но в наши дни морально устарел. Например, ездит так же быстро, но более шумно, больше потребляет топлива, чаще ломается, но проще ремонтируется. Так и с подводными лодками. Всегда есть какие-то плюсы и минусы. Конечно же, у новых кораблей плюсов несоизмеримо больше. Взять хотя бы торпедный боезапас: на «Борее» он сопоставим с многоцелевыми подводными лодками. Так что после использования своего главного оружия – баллистических ракет, наш крейсер способен действовать, как торпедная подводная лодка, тем более что и шумность у него соответствующая — значительно меньше, чем у предшественников.

Выход АПЛ «Юрий Долгорукий» в Белое море для стрельбы «Булавой»

— Ваши дети пошли по вашим стопам, продолжают военную династию?

— Уже продолжают. Старший сын – Ярослав в этом году оканчивает Балтийский военно-морской институт имени Ушакова в Калининграде, средний – Илья оканчивает первый курс Морского корпуса имени Петра Великого в Санкт-Петербурге. Надеюсь, что оба станут подводниками. Они самостоятельно сделали выбор в пользу военной службы. Я считаю, что родительский долг наставлять детей, но не заставлять. Должна быть своя, внутренняя мотивация. Тогда и жить, и служить будет легче.

— Спасибо за беседу. От лица всех наших читателей желаю Вам и экипажу удачи в предстоящей боевой работе. Пусть всё получится!

— Спасибо! Мы не подведём! В своих подводниках я уверен!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *